Ну всё, завершили XVIII Московский международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс». В фестивальной программе 16 постановок. И последним был спектакль, который я бы не посоветовала к просмотру. Это не про удовольствие. Он заставит вас думать, копаться, сверять и сравнивать. Хотя молодые артисты показали высший пилотаж. Они создали для персонажей выразительную атмосферу и каждый изобразил своего героя, словно мелом на чёрной стене. И на это было приятно смотреть.
На сцене театрального центра «На Страстном» сплошной абсурд от Школы-студии МХАТ. Актёрский курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова играет «Танго» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека, впервые опубликованной в 1964 году. Красивые молодые лица. Точные движения. Юмор и акробатика ― засмотреться! Ритм, динамика. Не всегда в темпе того самого танго ― парного танца, иногда в нём «задействовано» слишком много партнёров. Жизнь, свобода, смысл, смерть… и снова танец. Это финальное танго убийцы и будущей жертвы, как самый острый гвоздь, торчащий в полу. После таких постановок хочется простых прогулок, долго смотреть на воду или огонь, ничего не читать и ни с кем не говорить. Чистоты и ясности. Природной красоты.
Весь спектакль думала: ну вот ЧТО они так стараются сказать-то? Это же должно быть в подтексте, а не в открытых фразах героев. Почему с таким сюрром и так надрывно вопрошают в зал, где сидят уже совсем не шестидесятники, а люди из будущего? Спокойнее нельзя?
Нельзя. Автор так чувствовал и так написал. И эту пьесу перевели на разные языки, среди которых английский, итальянский, японский, французский, датский, иврит, чешский, словенский, голландский, эстонский, немецкий и русский. И её читали, понимали, ставили, доносили смыслы до зрителей… Вот и студенты Школы-студии МХАТ прониклись материалом, прочувствовали и пытались донести. Но после их усталых взглядов на обсуждении спектакля хотелось плакать: этот бы талант да на другой материал. Но у них всё будет. Будут другие пьесы, другие роли. А пока они живут этими и вот так говорят о спектакле, который мы не забудем только благодаря им ― их самоотверженной игре.
Такие пьесы обычно очень любят театральные педагоги. Вот и Олег Тополянский, объясняя выбор пьесы в аннотации спектакля для фестивальной программки, об этом же, удобная пьеса:
― Пьеса Славомира Мрожека «Танго» ― это отличный материал для студентов. Здесь нет больших и маленьких ролей, все роли важные, почти главные. Сюжет связан со становлением личности, когда можно пьесу развернуть на себя, на своё сегодняшнее существование. Тут колоссальное количество тем и смыслов, которые можно и нужно обсуждать со студентами. Эта пьеса с момента её рождения была остросовременна, хотя теперь это классика XX века.
Взгляд студентов в процессе погружения в материал менялся, ― рассказывает Олег Матвеевич о подопечных. ― Они даже спорили друг с другом, исходя из несхожих, подчас противоположных позиций своих героев. Пьеса абсурдистская ― и здесь никогда не ясно, как надо реагировать. Это смешно или страшно? Тональность пьесы меняется несколько раз. Тут всё на стыке, всё как в кардиограмме. Тема отцов и детей, тема поиска свободы… Нас больше интересует семейный конфликт, нежели социальный: как история общества отражается в семье, семья как модель общества.
Ну вот теперь и решайте: пошли бы вы смотреть такое?)
Анжелика ЛУКИНА, фото автора и Школы-студии МХАТ
Точка на карте: Москва, Страстной бульвар, д. 8а, ТЦ «На Страстном».