Найти тему
Валерий Грачиков

Асы-хулиганы, летавшие под Троицким мостом на этажерках задолго до Чкалова

Троицкий мост в Санкт-Петербурге – наверное, самое любимое место для летчиков, которым правила были не писаны. Самая классическая история, связанная с этим мостом наглядно показана нам в замечательном фильме «Валерий Чкалов» и, по всей видимости, никогда не случилась в реальности – потому что нет никаких реальных свидетельств – ни воспоминаний, ни газетных статей, в отличие от, например, попыток съемок этого пролета под мостом для фильма. Они как раз были в реальности, хоть в кино в итоге все равно оказался монтаж.

Летающая лодка М-9, на которой Грузинов пролетел под всеми мостами на Неве
Летающая лодка М-9, на которой Грузинов пролетел под всеми мостами на Неве

Но были и те, кто пролетел под этим мостом до Чкалова. Причем все они были морскими летчиками и в отличие от Валерия Павловича, летавшего на истребителях, эти воздушные акробаты управляли летающими лодками, так как служили в морской авиации.

Считается, что первым трюк с пролетом под Троицким мостом исполнил Георгий Фриде. Именно он первым в истории авиации пролетел под этим мостом на гидросамолете М-5 в 1916 году.

В дальнейшем Фриде занялся разработкой собственных гидросамолетов. В том же 1916 году он построил на заводе Лебедева сначала одну машину, а потом занялся трехмоторной машиной со скромным названием «Лейтенант Георгий Фриде». К сожалению, так и не построил, а потом и вовсе пришлось эмигрировать.

Алексей Грузинов
Алексей Грузинов

Испытаниями машины, которую проектировал Фриде, занимался его друг штабс-капитан Алексей Евграфович Грузинов, окончивший летную школу в 1913 году. Он пролетел под Троицким мостом в том 1916 году, что и Фриде. Но при этом усложнил трюк своего друга, так как, если верить информации из книги Мирослава Дольникова «Икары русского неба», Грузинов пролетел под всеми мостами на Неве на гидросамолете М-9.

К сожалению, другого подтверждения реальности этого полета нет, в Интернете все дружно ссылаются на книгу Дольникова, газет, в которых сообщалось бы об этой истории, мне пока обнаружить не удалось. Если у кого-то есть более подробная информация – был бы очень признателен.

Кроме того, Грузинов зимой 1916 года провернул еще один трюк – снизив скорость до минимально возможной, облетел на все том же М-9 вокруг купола Исаакиевского собора, а потом посадил самолет на Неву. Это информация из все той же книги Дольникова.

-3

В 1917 году его отправили в авиашколу в Баку, а затем, в 20-е годы по непроверенным данным он работал на заводе «Красный летчик» летчиком-испытателем. Но последнее неточно.

И раз уж зашел разговор об Алексее Грузинове, информации о котором в Интернете очень мало, нельзя не упомянуть, что у него вообще вся семья была весьма занятная.

Дело в том, что их было всего пять братьев. И все военные.

На фотографии слева направо: Александр, Евграф, Петр, Владимир и Алексей.
На фотографии слева направо: Александр, Евграф, Петр, Владимир и Алексей.

Про Петра и Владимира известно немного – только то, что они точно стали поручиками.

Евграф Евграфович стал летчиком даже раньше Алексея и на момент начала Великой Войны служил в 14-м корпусном авиаотряде. К сожалению, первых боев августа 1914 года он не пережил – не вернулся из вылета 17 августа 1914 года.

Евграф Грузинов
Евграф Грузинов

Посмертно штабс-капитана Евграфа Грузинова наградили орденом Святого Георгия IV степени:

«за то, что, давая всегда ценные сведения, 17-го августа 1914 г. вылетел на разведку в район Кщонов-Пиляшковще-Быхава-Люблин, обратно не возвратился. По показаниям пленных австрийцев штабс-капитан Грузинов, будучи ранен при обстреливании его аппарата у посада Быхава австрийскими войсками и, не надеясь улететь, дабы не отдать аппарат противнику, разбил его о землю и погиб в обломках»

Таким образом, именно Евграф Грузинов первым в истории авиации совершил преднамеренный наземный таран вражеской цели. Подвиг Гастелло и других летчиков по факту – повторение подвига штабс-капитана Грузинова.

Ну а Александр Грузинов на фронте ничем особенным не отличился, он к моменту начала войны уже вышел в отставку и командовал артиллерийской батареей ополчения. Но в ходе Февральской революции на пару месяцев оказался во главе московского армейского гарнизона, который возглавил явочным порядком. Александр Грузинов успел отметиться тем, что 4 марта 1917 года принял на Красной площади парад революционных войск, а потом успел почудить на командном посту:

«…Особенно отличается в Москве Грузинов, доходящий до того, что по собственной инициативе формирует новые части (даже одну «своего имени») и отправляет их на фронт, приводя весь Главный штаб и Главное управление Генерального штаба в неописуемую тоску…»

Впрочем, уже в апреле Грузинов разругался с Советом солдатских депутатов и в конце концов оказался на Дону. Там его следы и затерялись суровой осенью 1918 года.

Вот такая интересная была семья Грузиновых, в которой один из братьев прослыл воздушным хулиганом за пролет под Троицким мостом в Петербурге.

---------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube