Найти тему
Литрес

Страх и ненависть в литературе: фобии героев классических книг

Страх — это базовая человеческая эмоция, возникающая из-за ощущения опасности. Обычно страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Но помимо естественных страхов существуют также разнообразные фобии. Суть их заключается в иррациональном неконтролируемом страхе, вызываемом теми или иными ситуациями или объектами, которые условно не являются опасными. Например, клаустрофобия — боязнь открытых пространств; арахнофобия — боязнь пауков; параскаведекатриафобия — боязнь пятницы 13-го и многие другие причудливые страхи. Фобии есть у многих людей, а иногда они являются симптомом психического заболевания.

Страхи также могут многое рассказать о человеке, как о личности, а в случае с литературными персонажами способны стать ключом к пониманию самого произведения. В подтверждение приводим подборку фобий, которыми страдали герои классических книг.

Тафофобия

«Преждевременное погребение» Эдгара Аллана По

Картина Антуана Вирца «Преждевременное погребение» (1854)
Картина Антуана Вирца «Преждевременное погребение» (1854)

Тафофобия — одна из базовых фобий человеческой психики. Это боязнь похорон и похоронных принадлежностей, а также страх погребения заживо. Последним, как многим известно, страдал Николай Васильевич Гоголь, но далеко не он один. Страх преждевременного погребения также мучил Марину Цветаеву, Альфреда Нобеля, Уилки Коллинза и Артура Шопенгауэра.

На страницах книг тафофобия впервые появилась благодаря американскому гению литературы ужасов — Эдгару Аллану По. Один из его рассказов так и называется: «Преждевременное погребение». Повествование начинается с описания нескольких случаев погребения людей заживо (а такие действительно имели место быть в реальной жизни). Рассказчик — человек, страдающий каталепсией — симптомом двигательного расстройства, для которого характерно патологически длительное сохранение больным приданной ему позы. Из-за своей болезни рассказчик увлекся эзотерической литературой, много размышлял о потустороннем мире и о смерти.

Иллюстрация Гарри Кларка к рассказу Эдгара По «Преждевременное погребение»; издание 1919 года
Иллюстрация Гарри Кларка к рассказу Эдгара По «Преждевременное погребение»; издание 1919 года

Очередной припадок случился с героем вдали от дома, среди незнакомых людей, не знавших о его болезни и… похоронивших его. Очнувшись в полной темноте и тесноте, с подвязанными челюстями, мешавшими ему закричать от ужаса, он все понял:

«Сомнений не оставалось: я наконец действительно лежал в гробу».

К счастью для героя, все оказалось не так страшно. На самом деле во время очередного путешествия его застал дождь, и он решил спрятаться на барже, заночевав в маленькой каюте и подвязав себе голову шелковым платком вместо ночного колпака. Все остальное было плодом его фобии быть погребенным заживо. Интересно, что пережитый шок исцелил рассказчика не только от тафофобии, но от каталепсии.

Геронтофобия

«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда

-4

Геронтофобия в общем смысле — это боязнь или, скорее, неприязнь к пожилым людям. Этот страх также распространяется и на процесс собственного старения: человек боится стать некрасивым, превратиться в обузу, остаться в одиночестве.

Одним из самых знаменитых литературных героев-геронтофобоф является Дориан Грей из романа ирландского писателя Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Повествование начинается с того, что художник Бэзил Холлуорд пишет портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он сам всегда оставался молодым. Мистическим образом желание красавца исполняется, в то время как Дориан, познакомившись с циничным и порочным лордом Генри Уоттоном, бросается во все тяжкие и в конце концов даже становится убийцей. Последствия всех его чудовищных деяний отпечатываются на портрете, что провоцирует у Дориана другие фобии, в том числе манию преследования.

Мусофобия

«1984» Джорджа Оруэлла

-5

Мусофобия (или сурифобия) — довольно распространенный страх перед мышами и крысами. Однако в культовой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» эта фобия, которой страдает главный герой — Уинстон Смит, — имеет дополнительный смысл. Сам Оруэлл не объясняет, почему его персонаж боится именно крыс, хотя, если проникнуться идеей его романа, все становится вполне очевидно.

Сцена пытки главного героя в одной из зарубежных театральных постановок роман Джорджа Оруэлла «1984»
Сцена пытки главного героя в одной из зарубежных театральных постановок роман Джорджа Оруэлла «1984»

Поначалу с крысиными норами у Смита ассоциируются дома «пролов» (пролетариев), которые вызывают у него отвращение. Позднее крыса появляется в доме благодушного старика, где герой и его возлюбленная нашли укрытие для своих свиданий. Этот старик в каком-то смысле и сам оказывается «крысой», потому что доносит на них, в результате чего пару арестовывают. В Министерстве Любви Смита отправляют в комнату «101», чтобы он испытал «то, что хуже всего на свете». Для него это оказываются, опять же, крысы, которых используют для изощренной пытки. В ужасе Смит не только отрекается от своей возлюбленной, но и «излечивается» от всех сомнений относительно линии партии, превратившись из инакомыслящего лицемера в достойного члена общества.

Маниофобия

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

-7

В целом, главный роман Михаила Булгакова — это просто кладезь различных фобий. Сам автор подчеркивал, что общее психологическое состояние героев «Мастера и Маргариты» характеризуется как нездоровое: все чего-то боятся или чем-то обеспокоены. Например, доносчики, опасающиеся сильных мира сего, подвергаются казням сатанинской свиты, отчего их тревога только увеличивается.

Фобии одного из главных героев — Мастера — развиваются постепенно. Сперва он не боится ничего, думая, что после публикации своего романа сможет спрятаться от критики в уютном подвальчике. Однако вскоре он осознает, что рецензенты хотят не столько разгромить книгу, сколько уничтожить самого автора, и начинает бояться чего-то неопределенного. В итоге страхи и панические атаки Мастера формируются в определенную фобию — маниофобию, то есть боязнь сойти с ума, что, впрочем, для него уже предопределено.

Фобофобия

«Волшебник из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума

-8

Само слово «фобофобия», или страх перед страхом, звучит как тавтология, однако и такое случается. Причем не только в жизни, но и в литературе. Классические фобофобы — это герои сказок, для которых нет ничего ужаснее, чем испугаться самому. Вот и Лев из книги «Волшебник из страны Оз» больше всего страдает из-за своей трусости. И хотя в процессе повествования оказывается, что ходить к Волшебнику за храбростью ему незачем, он до конца не уверен в себе и нуждается в подтверждении своих хороших качеств.

По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-9

Книги
3507 интересуются