Найти тему

Пылающий бог

Оглавление

Завершение цикла - это всегда не просто, потому что чем дольше читаешь, тем больше у тебя ожиданий к финалу. Отсюда и переживания на счет слитых концовок, несбывшихся надежд и так далее.

"Пылающий бог" Ребекки Куанг написан вполне в духе трилогии и заканчивается в рамках выстроенной автором истории, но конкретное последнее действие Рин несколько удивляет. Имхо, если бы Катай остановил ее во время боя, вышло бы лучше. Но и такой финал вполне имеет право на существование, особенно если учесть опыт триумвирата, о котором именно в этом романе Рин узнает и даже осознает, то есть вполне могла сделать те выводы, которые сделала.

Аннотация:

После кровавых сражений с остатками мугенской армии и союзниками гесперианцев, желающих присвоить никанские богатства, Рин снова остается ни с чем. Преданная и искалеченная, она бежит из Арлонга, чтобы собраться с силами и ударить по врагу. Но ее новые союзники в руководстве Южной коалиции лукавы и ненадежны, Рин быстро понимает, что настоящая сила в Никане — это миллионы простых людей, которые жаждут мести и почитают ее как богиню спасения.
Однако по мере роста ее силы и влияния крепнет опьяняющий голос Феникса, призывающий ее сжечь весь мир. И противостоять ему все сложнее...

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Если в "Опиумной войне" мы видим Рин сильную, отчаянную даже, всеми силами пытающаяся выбраться к лучшей жизни, стать самой себе опорой и достойной опорой Никану, а в "Республике Дракон" она уже поломанная растерянная девчонка, нуждающаяся в твердой руке, которая бы направила на путь истинный, то в "Пылающем боге" мы видим Рин, охваченную местью. Месть клану Инь и гисперианцем захватывает ее полностью, порой одуряя настолько, что Рин не задумывается о цене - все, лишь бы достичь своей цели.

Месть похожа на наркотик. Рин понимала, что не может вечно жить с этим чувством. Но сейчас ее затопило восторгом, и лишь позже ужас от осознания того, что она сделала проникнет в каждую щелочку разума. А пока она стояла над чернеющими останками человека, уничтожившего почти все, что она любила, и чувствовала себя лучше, чем когда-либо.

Но финал трилогии все же не о месте, а скорее о том, что не нужно много ума, чтобы поломать - вот построить и сохранить та еще морока. Рин строить никто не учил, ее учили сражаться и умирать, а еще ее никто не воспринимает всерьез, даже союзники - главы провинций, восставших против клана Инь и гисперианцев.

Новая Рин черствей, она предает первой, чтобы снова не быть преданной, сама интригует и даже обзаводится собственной армией (поначалу обычным отрядом, потом шаманами, которых так мечтала собрать). Оставшийся рядом с ней Катай в своих стратегических и экономических талантах выходит на новый уровень, и какое-то время может казаться, что их тандем обречен на успех. Но нет.

Почему? Потому что Рин проявляет себя совсем уж с неожиданной стороны - как женщина. Да, вот так вот раз! и влюбилась, ну или подумала, что влюбилась, причем совсем не как в Алтана в свое время или потом в Нэчжу, а совсем по-глупому со всякими замираниями сердца и т.д. Благо чувства эти проявляются недолго, под хмелем и ради очередного предательства, но осадочек остается...

-2

С новой, но вполне ожидаемой стороны нам показывают гисперианцев. Город под их властью неплохо живет, церковь не так уж и навязывает никанцем свою религию, а скорее просто проповедует. И никанцы сами тянутся к новым правителям, потому что те их не убивают, кормят и поддерживают общественный порядок. Да-да, бремя белого человека во всей красе своей положительной интерпретации. Вот так посмотришь и задумаешься: так ли плохо было решение Вайшры отдать Рин Гисперии на опыты? Ради хлеба и мира во всем мире можно пожертвовать одной строптивой девкой, угрожающей лично тебе. Не совсем гуманно, но весьма практично.

Может быть, на самом деле все мы – просто люди. И лишь ищем способ оправдать убийство. Если кого-нибудь перестать считать человеком, его можно убить.

На фоне полуживого сопротивления Нэчжа с гисперианцами выглядит весьма привлекательно и еще привлекательнее по сравнению с оставшимися мугенскими войсками, на которых все забили во второй части трилогии. Мугенцы, лишившись родины, не стали торопиться сводить счеты с жизнью, но вот поступили с захваченными землями по-разному. Кто-то пытался оторваться на мирных жителях за свой погибший народ или просто понимал, что долго на захваченных землях не задержится, и пускался во тяжкие. Кто-то наоборот весьма разумно руководил своей территорией - внешне прямо все чинно было, но только внешне. Все-таки разрушение острова не могло не повлиять на выживших, которые и так не отличались добротой.

-3

Видел отзывы, что трилогия Куанг о том, как рождаются тираны. Но я с ними не согласен. Да, Рин могла стать тираном, но не стала, иначе бы финал был иным. Сражения с Нэчжой и захват провинции Дракон совсем не про это: она захватила власть и пыталась разобраться с управлением провинции, чтобы эту власть удержать, только у нее ничего не получилось даже с помощью Катая и Венки. Однако, она пыталась править мирно. Да и возвращение в родную провинцию Петух говорило об этом же. Просто не получилось: управлять государством и в мирное время тяжело, что уж говорить о войне или послевоенном времени, когда противник все еще где-то рядом. У нее не хватило терпения и душевных сил - мы еще во второй части выяснили, что Рин слаба, а тут еще феникс постоянно предлагает разрушить весь мир...

Сражаться легко. Разрушать легко. Гораздо труднее справиться с последствиями.

Итого:

Замечательная вышла вещь. Не шедевр и при детальном рассмотрении где-то может рассмешить, где-то схватиться за голову или вовсе разочаровать (как меня в самом начале первой книге, когда шло повествование об учебе в академии). Но благодаря своей динамичности, яркости событий и довольно жестоким батальным сражениям история захватывает и ведет до конца, не давая передышки на рефлексию - она приходит потом. В общем, хорошая получилась история. Мне понравилась.

-4