Найти тему
16,7K подписчиков

Уроки корабельной службы

959 прочитали

В 2013 г. в Ялте вышла в свет замечательная книга воспоминаний морского врача Георгия Николаевича Максимова «О минувшем
и пережитом». К сожалению, небольшой тираж разошёлся в Крыму, не позволив ознакомиться с изданием многим любителям военно-морской истории. Задумывая очередной выпуск «КОРТИКА», посвящённый матросам нашего флота, мы решили рассказать о книге нашим читателям, воспроизведя один из ярких фрагментов, повествующий именно о «нижних чинах».
Георгий Николаевич Максимов родился в Москве 18 сентября 1893 г.,
где его семье принадлежали кондитерская фабрика и магазин на
ул. Варварка («Торговый дом братьев Максимовых»). В 1913 г. поступил на медицинский факультет Московского университета. Начало Первой мировой войны застало его на каникулах в Лондоне, и возвращаться
на родину пришлось «кружным путём» – через английский Ньюкасл, норвежский Берген, Швецию, Финляндию. Летом 1916 г. на время каникул устроился на службу в передовой отряд Красного Креста, действовавший на фронте в районе Двинска (ныне Даугавпилса).
Весной 1917 г., при окончании университета, обратился к главному санитарному инспектору флота А. Ю. Зуеву, упросив принять его
на флот. В конце мая 1917 г. его давняя мечта стать морским врачом сбылась – он получил назначение на находившийся в Гельсингфорсе крейсер «Диана», на котором и служил с июня по декабрь.

Жизнь с детства до начала 1918 г. описана в его изданных воспоминаниях. Истории его поступления на флот, службе
на «Диане», описанию Гельсингфорса периода «углубления революции», характеристикам сослуживцев посвящено около четырёх авторских листов текста! Можно лишь горько пожалеть, что события гражданской войны и своей последующей жизни автор не описал.
В дальнейшем Г. Н. Максимов служил старшим врачом линкора «Севастополь», некоторое время находился на Чудской озёрной флотилии, в Морском лазарете Шлиссельбургской базы, на Днепровской флотилии. С 1922 по 1934 г. работал участковым врачом Пушкинского района Московской области, проживая в пос. Клязьма, а затем вернулся на флот. В 1940–1941 гг. он трудился в качестве помощника начальника морской части в Ялтинском туберкулезном санатории ВМФ, с октября 1941 г. служил в Главном морском госпитале, с которым был эвакуирован на Кавказ.
С февраля 1943 г. находился в Кирове, где преподавал курс туберкулёза в Военно-морской медицинской академии. После освобождения Крыма подполковник медслужбы Г. Н. Максимов был назначен главным врачом Ялтинского туберкулёзного санатория ВМФ, в 1945 г. получил звание полковника. Вся его дальнейшая трудовая деятельность была связана
с Ялтой, где он и скончался 1 марта 1970 г. Сейчас в Ялте живёт его внук, Александр Иванов, которому и удалось издать воспоминания деда. Им же любезно предоставлены материалы для данной публикации.

Итак – июнь 1917 г., Гельсингфорс, крейсер «Диана».

Уроки корабельной службы

Ещё в мой первый день старший врач предупредил меня, что на некоторое время сам он переключится на свои флагманские дела, несколько запущенные из-за его перегрузок, на меня же он возложит свои обязанности по кораблю – амбулаторный приём и ведение лазаретных больных в первую очередь. День он мне дал на ознакомление
с крейсером, его отсеками, палубами, службами и матросскими кубриками. Моим ментором взялся он быть сам.
Не буду рассказывать, как он водил меня по кораблю, взлетая и спускаясь с поразившей мне подвижностью по многочисленным, почти отвесным трапам крейсера, от командирского мостика и бронированных рубок
до трюмов. С непривычки я едва поспевал за ним.
Остановлюсь лишь на ознакомлении меня с помещениями медицинской службы – амбулаторией и лазаретом. Тут старший врач представил меня как своего заместителя подчинённому медперсоналу – классному фельдшеру Васильеву, санитарному унтер-офицеру Салопенко и штатным санитарам. Старшиной последних являлся Мальков, впоследствии занимавший посты комендантов Смольного и Кремля. В данный момент он отсутствовал на «Диане», будучи делегатом крейсера и членом Центробалта, послереволюционного матросского выборного органа Балтийского флота. Помещения амбулатории и лазарета были невелики, но великолепно, на мой взгляд, оборудованы. Всё здесь было под рукой, каждая мелочь предусмотрена. Молодой, чуть старше меня по возрасту, фельдшер Васильев Николай Васильевич, закончивший кронштадтское военно-морское фельдшерское училище в первый год войны, внешне показался мне привлекательным. Его портил лишь взгляд исподлобья
и самоуверенный вид. А вот санитарный унтер-офицер Салопенко Кузьма Тимофеевич, имевший образование ротного фельдшера, человек лет
35–38, не заставлял сомневаться в своем добродушии, степенности
и скромности, как всем своим обликом, так и манерой держаться.

Это моё первое впечатление, потом одобренное Николаем Павловичем, меня не обмануло на всём протяжении моего дальнейшего общения
с Салопенко. Васильева же Симанович считал
«весьма способным малым, но большим любителем увильнуть от работы», посачковать –
на морском жаргоне. Старший врач предупредил Васильева и Салопенко, что со следующего утра амбулаторный приём и наблюдение за лазаретом будут лежать на мне, равно как и руководство занятиями
по корабельному расписанию со штатными санитарами и командой санитаров-носильщиков, непосредственно подчинённых санитарному унтер-офицеру Салопенко.
В этот же, так сказать, ознакомительный день, Николай Павлович разрешил мне по окончании нашего обхода крейсера съездить на берег для приобретения в соответственном магазине служебного
«морского оперения». Он снабдил меня и адресом портного, шьющего на заказ все прочие виды военно-морского обмундирования, выходного и парадного. За ужином, к которому я явился из города вовремя, Николай Павлович ещё раз напомнил, что со следующего дня он на время «самоустраняется» с крейсера, и посоветовал мне начинать приём больных чуть раньше семи:
«Вы свободно будете управляться с приёмом до завтрака, тем более что хрониками-венериками у нас занимается Васильев: он набил себе руку спринцеваниями и промываниями!»
Вскочив с койки по звонку будильника в шесть утра, я не без основательных волнений готовился провести свой первый приём
на «Диане», да и, вообще, первый амбулаторный приём в своей короткой врачебной жизни, так как в запасном полку на Клязьме, как я уже упоминал, мне принимать больных не приходилось ни разу.
Мне предстояло проявить свои знания и способности на корабле, где до меня приём вел такой опытный врач, как Николай Павлович Симанович, имевший прочный авторитет у всего экипажа.
Мне было из-за чего волноваться!
Продолжение статьи об уроках корабельной службы читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Кортик №15" (2015 г.)

© Публикация и комментарии А. С. Иванова
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Кортик №15"/2015
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!