Уход "aнглocaксoнских" фастфудов и магазинов из России, к сожалению, в будущем приведёт не только к снижению инвестиций и количества рабочих мест, но и упадку корпоративной культуры. Дело в том, что все новые экологические и управленческие практики зачастую в России продвигались именно с подачи западных компаний, где они стали уже нормой.
К примеру, руководители-самодуры или "чайка-менеджеры" (прилетел, на всех наорал и улетел), отравляющие жизнь всего коллектива, постепенно уходили в прошлое. Фраза Стива Джобса "Мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать" стала почти крылатой. Успех компании Apple показал, что можно построить успешный бизнес без жёсткой иерархии и легко отказаться от модели управления "Я начальник - ты дурак", которая пока до сих пор не изжила себя во многих сферах в России.
Табу на служебные романы и найм родственников
В последние годы на западе всё чаще происходят громкие отставки из-за нарушения табу на романы с подчинёнными. По этой причине своих постов лишились глава Макдональдса Стив Истербрук и глава Intel Брайан Кржанич.
Представить такое в России я пока не могу. На одном из моих прошлых мест работы пытались внедрить эти нормы, но потом отказались, так как прецеденты романов были, а некоторые пары до сих пор работают вместе. Что касается найма родственников и знакомых, то, думаю, во многих бюджетных сферах с хорошими зарплатами - это встречается сплошь и рядом.
Не вашего ума дело
Ещё одна инициатива, продигавшаяся в России с запада - прозрачная система оплаты труда, при которой вы знаете, сколько зарабатывают ваши коллеги и начальство. Это делается для того, чтобы не было дискриминации по половому или национальному признаку. Даже в развитых странах всё еще существует разница между оплатой труда мужчин и женщин, занимающих одну и ту же должность.
В России информация о зарплатах коллег - всё ещё большая тайна и обычно существует запрет на разглашение своего уровня дохода. Хотя стоит отметить, что в России действует закон, обязывающий руководство страны и ряд крупнейших госкомпаний раскрывать данные о своём доходе и имуществе.
Экологическая повестка
Все эти новомодные ESG-практики (экологическое, социальное и корпоративное управление) появились в России только в связи с глобализацией рынка. Выход наших компаний на биржу и поиск иностранных инвестиций и клиентов заставлял разрабатывать ESG-повестки: проводить мероприятия по защите экологии, заботиться о здоровье сотрудников, заниматься благотворительностью. По моим ощущениям, это всё делалось в большинстве случаев из-под палки, так как топ-менеджеры, особенно старой закалки, не понимали, как установка дорогостоящих энергосберегательных ламп и сортировка мусора повлияют на прибыль.
Что будет теперь, когда Россия всё больше отрезается от западного мира и обязательств быть "толерантной и экологичной", думаю, понятно без слов.
Для тех, кто хочет больше читать про карьеру, работу и трудоустройство, подписывайтесь на мой канал в телеграме. Там я планирую помимо обычных постов выкладывать вакансии для людей старшего возраста, советовать книги лучших экспертов по психологии, финансам и карьере.