Найти тему

История математических олимпиад

К пятому классу родители моих учеников задают вопрос: не поздно ли нам начинать заниматься? Ведь поступление в матшколы начинается в 5 классе и кажется, что для успеха нужно заниматься чуть ли не с пеленок. Но так было не всегда.

Как развивались математические олимпиады?
Как развивались математические олимпиады?

Давным-давно, в далекой-далекой Австро-Венгрии состоялась первая математическая олимпиада. Это был 1884 год и олимпиада представляла собой расширенный конкурсный экзамен для абитуриентов. Со временем новое движение расширялось географически, а сами олимпиады выходили за рамки вступительных задач. В 30-е годы возникли ленинградские, а затем московские городские олимпиады. Первая математическая олимпиада на территории СССР состоялась в Тбилиси в декабре 1933 года, ну а первые олимпиады, в которых соревновались старшеклассники из разных городов, начали проводиться уже в 1950-е годы.

Изначально олимпиады проводились только для выпускников школ, но уже в 1940 годах олимпиадное движение начало молодеть, и в кружке при МГУ лекции читали для учеников 8-10 классов. Такое положение дел сохранялось очень долго. Когда я была школьницей, в математический кружок принимали только в 6-7 классе. Сейчас же олимпиадное движение омолодилось настолько, что в олимпиадах принимают участие первоклассники. Им конечно сложно, но они молодцы.

В питерских маткружках существует традиция: выпускники кружков продолжают работать в них уже в роли преподавателей. Поэтому когда я искала работу в сфере олимпиадной математики, мне везде говорили, что вакансий нет, предпочтение отдавали своим выпускникам. А вот Фрактал одним из первых начал работать с малышками и меня с радостью взяли. Я попала в струю омолодившейся математики и начала упрощать задачи 6-7 класса, чтобы их могли решать дети 1-4 классов.

Первоклашек сложно учить олимпиадной математике, ведь заинтересовать их чем-то дольше, чем на 20 минут требует огромных усилий, а сами задачки представляют собой математические развивашки на смекалку и внимательность. Но уже во втором классе ребята проявляют интерес и искреннее желание учиться, они уже достаточно взрослые и им заходят такие темы, такие как табличная логика или круги Эйлера. А в 3-4 классе уже начинаются серьезные олимпиадные темы и первые доказательства.

Но заниматься никогда не поздно, поэтому если ребенок только в 13 лет понял, что ему интересно, не нужно печалиться, что поезд ушел. Когда-то в этом возрасте только начинали.

Больше математических интересностей в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

#математика для детей #математические задачи #олимпиадные задачи #олимпиада школьников #математика #задания на логику #задачи на логику #логика #головоломки для детей