Найти тему
4,9K подписчиков

Брайан Мастерс, «Убийство ради компании. История серийного убийцы Денниса Нильсена»

116 прочитали
  Страниц: 450 Оценка: 8/10 Первое издание: 2018 г.

Страниц: 450

Оценка: 8/10

Первое издание: 2018 г.

Познавательность: 6/10

Доказательность: 10/10

Раскрытие темы: 10/10

Увлекательность: 7/10

В последнее время я потихоньку начинаю заинтересовываться триллерами и историями серийных убийц. Не знаю, с чем связано такое любопытство, ведь мне всегда это было мало интересно.

В этой книге Брайан Мастерс описывает жизнь и деяния всего одного серийного убийцы — Денниса Нильсена, орудовавшего в период с 1981 по 1985 годы. Автор начинает с детства, постепенно переходя ко взрослой жизни, пока не добирается до самих событий, «прославивших» Нильсена. Такой подход мне очень нравится, потому что он даёт возможность погрузиться в жизнь человека, подумать над тем, какие переживания, какие детали окружения привели его к такому итогу. 

Что необычно для таких произведений — при написании книги Мастерс общался с Нильсеном, поэтому ему удалось не только досконально изучить жизнь убийцы, но и узнать её с точки зрения самого преступника, а не по рассказам коллег и родных. Также в своей работе автор использует выдержки из писем Нильсена и его дневниковые записи. Такой тесный контакт автора и описываемого объекта даёт крутой результат: мы получили возможность изучить преступника как бы от первого лица. Узнать, о чём он думал, получить пищу для размышлений о его мотивах. 

Однако история мне показалась затянутой. Сократить бы её хотя бы до 300 страниц — и будет гораздо лучше. Так я временами начинала скучать от долгих и порой повторяющихся описаний детства Денниса, его службы в армии, работе в полиции, знакомств в гей-барах.

Да, что забавно, личность Денниса Нильсена в каком-то плане шаблонная для серийного убийцы: он был тихим и одиноким ребёнком, которого в семье не одаривали лаской. Служил в армии, причём хорошо. Работал в полиции, затем — офисным клерком. С виду — обычный серый человечек, который ни с кем из окружения не сближается. По вечерам ходит в бары для геев, заводит там знакомства. А потом убивает своих новых знакомых. Что интересно — так это причины, побудившие его так поступать. Он не был хладнокровным убийцей, выстраивающим чёткий план и идущим в бар сразу с намерением чьё-то тело спрятать под половицами. Деннис и сам не понимал, что им движет, но автор постарался разобраться в хитросплетениях больного разума этого человека.

И я не поняла до конца, понравилось ли мне обилие догадок и рассуждений автора книги. С одной стороны, он проделал большую работу, собирая данные о биографии Нильсена в частности и о поведении серийных убийц в целом, он досконально проанализировал личность Денниса. Однако местами комментарии Мастерса уходили куда-то слишком далеко в рассуждения о религии, предназначении, морали. Это порой раздражало. 

В конце меня ждала библиография, чего я от этой книги не ожидала. Однако меня это приятно удивило, и Брайан Мастерс заслужил отдельный балл именно за это.

В целом книга интересная, пускай местами и затянутая. Она позволяет окунуться в жизнь одного преступника, который балансировал на грани между раскаянием и жалостью к себе, между желанием остановить свои злодеяния и продолжить их.