Вот эта фраза, вынесенная в заголовок. Сколько раз мы слышали её от учителя?
А между тем, нет более разрушающей фразы, чем "подумай ещё раз". И вот почему.
Сегодня мне не хочется писать много и с "доказательствами". Я просто скажу, как есть.
Если ученик получает ошибочный ответ, это значит, что всех его "думательных" усилий не хватило на правильный ответ. Над чем он будет думать, когда пойдёт "думать ещё раз"? Над тем, что он что-то не то запомнил, и будет подгонять задачу под ответ. Он не полезет в теорию, не спросит себя "что я не так понял, как должно быть". Зато учителя спросит: "здесь надо было вычитать?"
Так вот, учителя. Когда Вы говорите "подумай ещё раз", а в ответ получаете вопрос "тут надо было вычитать?", то это значит, что вы сделали всё, от вас зависящее, чтобы ребёнок не только вашему предмету никогда не научился, но и вообще в школе ничего не понимал.
И, чтобы никто не обвинял меня в том, что я только обвиняю : что можно сделать учителю.
В первую очередь надо запретить себе говорить ребёнку, чтобы он думал ещё раз. Делайте что угодно, но не произносите этой фразы и её аналогов.
После этого можно уже начинать работать. Разумеется, тут нужно понимать, что раз ребёнок получил ошибочный ответ, значит в его представлении есть (в любой комбинации):
1. противоречие либо с какой-то теорией,
2. противоречие с условием в задаче,
3. противоречие со "здравым смыслом".
Эти противоречия не в его решении, а в его голове, в его представлении. У него мир так устроен - с этими противоречиями, и для него нет другого мира. Он просто не может думать как надо, пока эти противоречия не устранены.
Попытка устранить противоречие извне приведёт к довольно печальному результату. Раз мир ребёнка (псевдомир - он же с противоречием) ему самому не кажется противоречивым, никакие исправления вноситься не будут. Ребёнок не будет ни перечитывать условие задачи, не полезет искать определение в учебнике - они же "правильные". Он просто внесёт дополнение. Костыль, который будет выглядеть примерно таким образом: "если в задаче написано 'на ... больше', то я должен складывать в 98% случаев, и в 2% случаев вычитать".
Поэтому надо сделать так, чтобы ребёнок сам проанализировал своё решение на предмет обозначенных противоречий. Самым сложным является третье, а с первым всегда оказывается легче всего.
[Тут надо отметить, что в условие задачи ребёнок-таки может полезть, потому что этой части его могли научить раньше. Пользы от того, конечно, будет не очень много, потому что в задачке он второй раз будет вычитывать опять не то, что нужно. Хотя, ошибки часто в этом случае исправляются, радоваться тут рано, ибо следующую задачу постигнет та же участь.]
Более конструктивно, конечно, в маленькой статье не напишешь, но общий вектор я задал.