«В игре нет лицеприятия. Игра не смотрит ни на что».
(«Игроки» Н. Гоголь)
Вадим Юсупович Абдрашитов - советский и российский кинорежиссёр и педагог. Окончил ВГИК в 1974 году (Мастерская М.И.Ромма, после его смерти Л.А. Кулиджанова).
Фильмы Вадима Абдрашитова, снятые по сценариям Александра Миндадзе, являют собой одну из самых ярких и значительных вех в развитии российского кинематографа. В советское время они становились предметом острых дискуссий критиков, возбуждали широкий зрительский интерес, но в послеперестроечной России картины их, скрывавшие за внешне активным социальным действием трансцендентное таинство судьбы, не получили, увы, соответствующего значения и внимания.
«Охота на лис» (1980) поставленная по сценарию Миндадзе режиссёром Абдрашитовым, снята оператором Юрием Невским («Любовь и голуби», «Облако-рай», «Звезда»), знакома на сегодняшний день, пожалуй, лишь ценителям творчества режиссёра и сценариста и незаслуженно забыта.
В названии фильма таится суть.
«Охота на лис» - это простонародное название спортивных дисциплин радиоспорта, профессиональным языков спортивная радиопеленгация (СРП) - представляет собой состязание между спортсменами в возрасте от 6 до 90 лет (по возрастным группам), которые с помощью карты местности, компаса, специального радиоприемника, оснащённого антенной действия, должны найти радиопередатчики- «лисы», работающие в радиолюбительских диапазонах и расположенных в лесу, на пересеченной местности. Цель состязания — найти заданное число «лис» (как правило, пять) за наименьшее время. Участие в соревнованиях по СРП требует физической, технической, тактической и умственной подготовки.
Так вот, поиск выступает в картине своего рода сверхзадачей, - поиск реальных ориентиров, нравственного совершенства. Основная масса картины это внутренний монолог героя, сепарация прошлого с настоящим, - присутствуют в фильме повсеместно.
Виктор Белов (Владимир Гостюхин) из героя в одночасье превращается в зрителя, который наблюдает как формируется абсолютно новая логика жизни. Будучи обыкновенным рабочим завода, Виктор живет как все, плывет по течению: армия, жена, работа, дом, спорт, встречи с друзьями, его изображение висит на доске почета. У Виктора есть позиция, которой его учили и наставляли родители, в том числе и власть. И все бы хорошо, если бы не происшествие, в сущности распространённое и не из ряда вон выходящее: Виктора избивают два подростка в темной подворотке, разбивают ему голову. Мужчина возмущён, он жаждет правосудия, без каких-либо поблажек на возраст мальчишек, ведь за преступлением должно последовать наказание - это неоспоримое правило, таков закон. Но на практике написанные постулаты восстают как бы в кривом зеркале. Наказание последует, но карательные силы распределяться неравноценно. Осуждён будет парень, который виноват, но в меньшей степени, поскольку он из бедной семьи. И если маме другого парня, в большей мере виновного, подкупить Виктора не удаётся, то подкурить несостоятельного парня и его родителей, с той целью, чтобы парень отбыть срок за двоих - легко.
«С точки зрения властей, в сталинские времена уснувший человек - символ верноподданного, благонадежного человека». Виктор «просыпается», начинает размышлять, он кардинально изменяется, становится задумчивым и некомпанейским, шокируя тем самым близких. Реальность оборачивается для него чужеродностью и единственное что он в состоянии делать - это наблюдать. Вот так жизнь отбрасывает как слепого котёнка, жертву пропаганды власти, в новую неизвестную реальность, обесценивая все, за что держалась личность и мотивация героя. И только полная перезагрузка, перерождение, отречение от прошлого, переоценка ценностей даёт шанс на спасение.
Как у Данте:
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины».
(“Божественная комедия”, пер. Лозинского).
То, что казалось деятельностью и побуждающими факторами, оказывается всего лишь игрой?
#нашекино #абдрашитов #миндадзе