Глеб Панфилов входит число моих любимых режиссеров. Мне кажется, что он всегда кажется очень несвоевременным режиссером. Героику Гражданской войны начала снимать, когда к Гражданской начали относиться с иронией, начал экранизировать Горького в восьмидесятые годы, и добился этими экранизациями огромного международного успеха, снимает редко, но метко. После премьеры последней картины прошло больше 15 лет.
А тут еще и экранизируется повесть – рассказ, которая не выходила из поля зрения общественности. И в последние время опять оценивался как –то не очень позитивно, хотя еще в начале девяностых годов критик говорил, что сквозь решетку всего не разглядишь, взгляд ограничен, и небо всегда кажется в полоску.
Экранизация была ожидаемой, то, что она провалилась в прокате не удивительно. Когда у нас серьезные фильмы собирали большую кассу? А тут еще и премьера оп каналу, который стал слишком политичным. Да еще и на Пасху. Сложно определить персонажа Инны Чуриковой. Названа в титрах как «старица». Но это явно ангел.
Отмечу религиозные мотивы. Они никогда не чужды были творчеству режиссера, особенно в самом начале, но здесь религиозным мотивам отведено особое внимание.
Так что, премьера на Пасху выглядит органичной.
Второе, фильм все же о людях. А они разные. Даже лагерная охрана здесь разная. Есть среди них нормальные люди, есть просто служаки.
Третье, отмечу удачу в выборе главного актера. Не думал, что Филипп Янковский сможет так сыграть.
Иван Денисович в его изображении здесь приемник толстовского Платона Караваева. Но это с одной стороны.
С военной стороны он - преемник капитана Тушина. Также совершает подвиг, только за свой подвиг он платит гораздо более жестокой ценой.
Впрочем, особисты здесь показаны не зверьми, а просто винтиками в государственной машине.
Что очень важно для фильма. И в этом фильм является преемником повести.
Он рассказывает о судьбе одного из многих людей с рядовой судьбой. Судьба Ивана Денисовича – это рядовая судьба. Это у режиссера и капитана судьбы интересные, романтические, а здесь просто обычный мужик в тисках жестких обстоятельств.
В принципе, сам рассказ является полемикой с "Судьбой человека".
В общем, оказалась потеряна главная сцена – это сцена труда, когда герой преображается, и когда он счастлив.
Изменен оказался и финал. В повести рассказано об одном из самых счастливых дней Шухова, а здесь все заканчивается жестоким карцером. Но есть намек на то, что для героя все закончиться хорошо. Выйдет он на свободу, пройдет реабилитацию, получит орден, даже, может быть, Красного знамени, и внук буте гордиться героем.
Удивительный оптимизм – это то качество, которое отличает фильм от других фильмов режиссера. Ранее он был более жестким художником.
Мне кажется, что в фильме потеряны другие персонажи. А ведь играют их неординарные актеры.
С другой стороны, сложно упрекнуть в этом героя, ведь он сконцентрирован на судьбе одного главного героя.
В любом случае, премьера мне показалась интересной, хотя, можно поспорить с режиссером во многом. Но он имеет право на свою точку зрению.
Удивителен и Леонид Ярмольник в роли рассказчика. Закадровый текст в фильме звучит очень органично.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!