Найти тему
Радио Шансон

Крестный отец русского шансона. Михаил Гулько

Писать о человеке, который все сказал о себе сам, довольно сложно. Но мы попробуем. “Орфей тюремной романтики”, “крестный отец русского шансона” Михаил Гулько давно живет в Америке. Но русскую душу не спрячешь за океаном.

Михаил Александрович никогда не сидел в тюрьме, но “за колючкой” все-таки бывал – он выступал для заключенных с концертами, потом рассказывал, что это для него не только зов сердца, но и вдохновение.

И за вдохновением он охотился с самого детства, благодаря маме – актрисе, певице и талантливой пианистке. Она ставила дома пластинки Петра Лещенко, Константина Сокольского, Юрия Морфесси. Маленький Миша учился играть на аккордеоне, а во втором классе выиграл конкурс художественной самодеятельности. Эту награду он до сих пор считает самой дорогой.

у
у

Во время войны семья из Украины была эвакуирована на Урал. Михаил часто после школы встречал на городском рынке безногого моряка, который под гармошку пел:

«Я встретил его близ Одессы родной,
когда в бой пошла наша рота.
Он шел впереди с автоматом в руках
– моряк Черноморского флота».

Об этом моряке Гулько позже писал в своей книге “Судьба эмигранта” – проникновенное, искренне исполнение трогало его до слез.

Окончив школу, Михаил поступил в Московский политех на горного инженера, а после пар выступал в ресторанах и на танцах, давал частные концерты. Романсы, уличные песни, хулиганские куплеты – публика была в восторге.

-3

Вместе с Людмилой Гурченко, своей землячкой, Гулько гастролировал по Подмосковью, но концерты пришлось прекратить, когда в одной газете появилась статья о Людмиле Марковне, где ее обвиняли в “нетрудовых доходах”.

Институт кончился. Михаил устроился в проектный институт “Южгипрошахт”, ездил на донбасские шахты, а после работы шел в местный клуб и снова пел.

В середине 1960-х Михаил Гулько отправился на Север. На Камчатке «инженер с аккордеоном» покончил с работой технаря: в трудовой книжке музыканта появилась запись «принят на должность руководителя оркестра». Там же, на Камчатке, Гулько окончил музыкальное училище, познакомился с Шуфутинским, Юрием Кукиным и великим Вадимом Козиным.

-4

После возвращения в Москву, за несколько лет до эмиграции, Михаил Гулько работал в ресторане «Русалка» в Каретном ряду, руководил оркестром. Под его началом работал первый солист группы «Лесоповал» Сергей Коржуков.

Ресторанных свободолюбивых музыкантов власти не любили. Михаил решил эмигрировать. Ему было 49 лет – отличный возраст, чтобы все начать с нуля. Перебрался в Нью-Йорк и стал выступать для эмигрантов в местных ресторанах.

В Америке вышел дебютный альбом Гулько – “Синее небо России”. Пластинка с хитами “Поручик Голицын”, “Белая береза”, “Эшелон”, “Колыма” разлетелась за считанные дни. Спустя три года Михаил записал альбом “Сожженные мосты”, тираж которой также был распродан моментально.

-5

С 1993 года, после развала Советского Союза, Михаил Гулько каждый год приезжал в Россию с концертами. В 1996-м шансонье подарил поклонникам альбом «Заграница», треть песен которого написал в соавторстве с Михаилом Таничем. Позже появлялись новые пластинки, выпускались клипы, был снят фильм-концерт “Судьба эмигранта”.

Всю свою жизнь Михаил Гулько посвятил шансону. Он чтит традиции, поэтому исполняет уже несколько десятков лет великие шлягеры. И его же можно считать новатором в шансоне, ведь благодаря Гулько самые душевные песни на русском языке звучат на разных континентах, в разных странах и для самых разных людей.