Найти тему
Студия Ливанского

Как написать полтора объема «Братства кольца» за полтора года

Оглавление

Для начала — не слишком заморачиваться с выдуманными языками

Привет! Меня зовут Дарья Чернышова, я люблю средневековое фэнтези и пишу книги в этом жанре. Мой дебютный роман «Первенцы» вышел в издательстве Т8 RUGRAM в конце 2021 года и дал начало циклу «Ветви», продолжение которого готовится к публикации. Об истории создания этого продолжения, двухтомной книги под названием «Близнецы», я и собираюсь рассказать.

Последнюю точку в тексте «Первенцев» я поставила 27 сентября 2020 года, а менее чем через месяц приступила к написанию сиквела. Временные рамки работы над «Близнецами» таковы: с 18 октября 2020 по 24 марта 2022 — то есть, один год, пять месяцев и шесть дней.

За этот период я написала чуть меньше полутора миллионов знаков с пробелами, и в авторских листах эта цифра не менее внушительна, поэтому совместно с редактором мы приняли решение разделить книгу на две части. Они будут выходить поочередно — первая уже отправляется в печать, пока вы читаете эту статью.

Титульные страницы «Первенцев» и первой части «Близнецов» в процессе создания
Титульные страницы «Первенцев» и первой части «Близнецов» в процессе создания

Как мне удалось сгенерировать такой объем текста за сравнительно небольшой срок? Сейчас разберемся.

Дисциплина

Вы можете не поверить, но пишу я довольно медленно: для меня важно взвесить каждое слово, прежде чем напечатать фразу, распробовать ее ритм, продумать абзац наперед. Именно поэтому, наверное, мне с таким трудом дается редактура — однажды написанный, текст редко претерпевает кардинальные изменения.

Однако время на правки тоже нужно закладывать — этот урок я усвоила благодаря «Первенцам». Войдя в колею и написав прологи к «Близнецам» — в книгах этого цикла уже традиционно по несколько прологов и эпилогов, — я отметила, что в среднем на одну главу у меня уходит до двадцати дней.

Итак, к работе над основной частью романа, который поделен на двадцать пять глав, я приступила с такой установкой: на одну главу — не больше трех недель.

Почти всегда мне удавалось опережать этот срок и закончить за десять-пятнадцать дней. Но бывало и наоборот: из-за проблем со здоровьем или большой загруженности на работе написание главы могло растянуться на месяц и более.

К счастью, таких периодов набралось не слишком много, и в итоге примерное время работы над одной главой составило две недели, а средний объем главы — один авторский лист.

Главы второй части несколько объемнее глав первой, поэтому в целом книги будут примерно одинаковыми по толщине
Главы второй части несколько объемнее глав первой, поэтому в целом книги будут примерно одинаковыми по толщине

Звучит довольно продуктивно. Рецепт прост: установка выверенного срока работы над одной главой и тот факт, что я почти всегда заканчивала ее раньше, помогли структурировать творческий процесс и придали уверенности в собственных силах.

Ни один эксперт или блогер с марафона не создаст для вас лучшего писательского расписания, чем вы сами. Все, что для этого нужно — стараться возвращаться к тексту ежедневно и прислушиваться к себе.

Но только ли к себе стоит прислушиваться? Моя точка зрения — определенно, нет. Подробнее остановимся на взаимодействии с аудиторией, которая дарит многим авторам настоящее вдохновение.

Персонажи «Близнецов». Автор — Анастасия Сутормина, мой постоянный иллюстратор и бета-ридер. Здесь, на обложке статьи и далее — иллюстрации ее авторства
Персонажи «Близнецов». Автор — Анастасия Сутормина, мой постоянный иллюстратор и бета-ридер. Здесь, на обложке статьи и далее — иллюстрации ее авторства

Обратная связь

Схему получения регулярного фидбека я отработала еще при написании «Первенцев». У меня есть определенный круг бета-ридеров — это человек пять друзей с большим читательским багажом, любовью к жанру и запасом терпения. Завершив работу над текстом новой главы, я пару раз его перечитываю, а затем рассылаю бета-ридерам.

После текста обычно следует перечень вопросов в духе: «Какая сцена понравилась больше других и почему?» и «Где было ничего не понятно, но очень интересно?» — чтобы я смогла подчеркнуть для себя наиболее удачные или, наоборот, нуждающиеся в доработке моменты.

Однако общий формат отзыва остается на усмотрение бета-ридера: кому-то удобнее делиться впечатлениями в режиме онлайн, прямо по ходу чтения, а кому-то — заполнять готовую анкету.

Персонажи «Близнецов». У каждого из них был бы особый формат отзыва на эту книгу
Персонажи «Близнецов». У каждого из них был бы особый формат отзыва на эту книгу

Фидбек в любой форме бесценен для меня: он стоит одним из первых в списке вдохновляющих вещей. Мне приносит удовольствие сам процесс написания книги, но знать и видеть, как эта книга будоражит других людей — совершенно особое ощущение. Подзаряжаясь эмоциями читателей, гораздо проще довести до конца даже самую амбициозную работу.

Говоря об амбициозности, вернемся к замечанию из начала статьи — насчет выдуманных языков. Это только один пример того, на что начинающие фэнтези-авторы порой тратят время, которое могло бы уйти непосредственно на написание текста — и не всегда выигрывают.

Авторский мир

У мира «Ветвей» до сих пор нет собственной карты, глоссария или словаря, хотя в книгах встречается множество локаций, целый набор специальных понятий и несколько различных культур. Все эти дополнительные материалы есть у меня в планах, как и у большинства авторов оригинальных миров.

Но от реализации упомянутых планов меня отделяет главное — работа над текстом. Без текста, без основы, без истории никакая красивая карта, ни один большой глоссарий или детально продуманный искусственный язык не составят по-настоящему интересного предмета обсуждения.

Мой принцип — сперва сформулировать, что именно хочется сказать, а затем — как это сказать и как много выдуманных слов действительно для этого потребуется. Разложить все по полочкам полезно и важно как для читателя, так и для писателя, и этим можно заняться, ожидая выхода книги из печати.

Персонажи «Близнецов». Видеть сны о приключениях в собственной фэнтези-вселенной — нормально
Персонажи «Близнецов». Видеть сны о приключениях в собственной фэнтези-вселенной — нормально

Погруженность автора в собственноручно созданный мир — важное условие для завершения большой истории. Например, «Близнецы» — огромная и сложная книга — никогда не были бы дописаны, не проникнись я искренней любовью к основным персонажам.

Необходимость рассказать их историю толкала вперед во время творческого кризиса, но также меня поддерживали ожидающие продолжения бета-ридеры, а внутреннее расписание помогало себя дисциплинировать.

В этой статье я рассказала о своем творческом процессе, и схемы, применимые в моем случае, могут совсем иначе сработать для вас. Метод каждого автора вырабатывается годами, поэтому универсальных советов нет.

Каждому, кто уже идет по писательскому пути или только-только на него ступает, я хочу искренне пожелать вдохновения — где бы вы его ни черпали, пусть оно приходит по первому зову.

Поближе познакомиться с циклом «Ветви» можно тут. Новости о моих книгах публикуются в группе ВКонтакте и телеграм-канале — ссылки появятся в верхнем правом углу страницы.

Спасибо за внимание и до новых встреч!