Найти тему

Зачем нужна семиотика?

Любой текст обладает определённым культурным кодом, который характеризуется тремя объективными параметрами: мировоззренческими установками определённой эпохи; общечеловеческой целесообразностью; открытостью интерпретации.

Помимо объективной информации в культурном коде заложены субъективные смыслы, выражающие особенности видения мира автором текста, психологические мотивы его создания, вытекающие из общечеловеческой значимости.

Даже если нам удастся воссоздать в своём воображении историческое время и понять, что побудило автора создать подобное произведение, этого не достаточно, чтобы исчерпать меру понимания. Акт понимания – есть опыт читателя. Нельзя понять неправильно или не совсем правильно понять.

Изучение знака и знаковых систем обусловлено несколькими причинами:

- Консолидация культуры (мир стал единым художественным пространством)

- Проблема перевода

- Национальная специфика образа

- Коммуникативная неудача, возникшая в результате рецепции образа

- Развитие средств художественной выразительности

Понятно, что при создании художественного произведения автор движется от внутренних слоев содержания к внешним слоям формы. При восприятии декодирование художественного текста произведения идет в обратном направлении. Язык искусства всегда учитывает эти двунаправленные движения. Современная культурологическая наука условно вычленяет несколько уровней (или актов) единого процесса восприятия:

1) чувственное созерцание

2) отнесение реципиента к определенной категории

3) осознание образа и его конкретного смысла в данном контексте

4) оценка, отношение

М.М. Бахтин по отношению к художественному восприятию называет эти уровни «актами познания»:

1) психофизиологический уровень восприятия знака

2) узнавание знака

3) понимание его значения в данном контексте

4) включение в диалектический контекст

-2

На рубеже ХIХ-ХХ веков складываются основные школы и концепции семиотики, так или иначе восходящие к пониманию языка как системы знаков:

· Теория знака (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр)

· Копенгагенский лингвистический кружок (Л. Ельмслев, В. Брендаль)

· Пражская лингвистическая школа (Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, Я. Мукаржовский)

· Русская формальная школа (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум); (энергия заблуждения)

· Американская школа Ч.У. Морриса; (язык и текст)

· Французская этнографическая школа К. Леви-Стросса

· Семиология Р. Барта; (от произведения к тексту, смерть автора)

· Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Ю.М. Лотмана

· Семиотика культуры У. Эко

Рецептивная эстетика (У. Яусс) определяет читателя в качестве активного агента, который придает «реальное существование» тексту и «конструирует» его смысл через собственную интерпретацию.

Теория «Горизонт ожидания»

В рамках более широкого когнитивного подхода складывается новое соотношение трех частей семиотики: семантика начинает пониматься как область истинности высказываний, прагматика — как область мнений, оценок, презумпций и установок говорящих, синтактика — как область формального вывода.

В первую очередь семиотика непосредственно необходима философам и культурологам. И это понятно из описания свойств и характера изучаемой науки. Без осмысления науки семиотики в современных условиях занятия этой дисциплиной практически невозможно.

Произведения У. Эко — генератор многих современных идей и одновременно форма их кодирования, трансляции и манифестации.

Коммуникативная модель.

1.) СЕМАНТИКА (отношение знака к тому, что он замещает)

2.) СИНТАКТИКА, синтаксис (формальные или структурные отношения между самими знаками)

3.) ПРАГМАТИКА (отношение знака к интерпретатору)

Это три больших раздела семиотики.

Знания законов семиотики позволяет нам получить «удовольствие от текста».

В 1973 г. был опубликован сборник «Удовольствие от текста» Р. Барта. Рядом с понятиями об Авторе и Тексте стоит немаловажное понятие произведения. Барт указывает на то, что эта категория меняется, и призывает разграничивать, но не разделять и ни в коем случае не противопоставлять термины произведение и текст.

По Барту, произведение суть материальная, физическая составляющая текста. Произведение - это то, что лежит на полке в магазине, то, что можно подержать в руках. Текст же является полем для методологичеких манипуляций, его можно прочувствовать. Тем не менее, Барт признает, что текст метафоричен и предлагает несколько пропозиций, то есть своеобразных подходов к такому явлению, как Текст.

-3

В чем разница между произведением и текстом?

Если произведение можно определить как то, что сказал автор, то текст-то, что сказалось независимо от авторской воли. Индивид читает текст со своей позиции. Люди все разные, поэтому в смысловом плане текст первичен, произведение — вторично.

Советую прочитать:

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ, ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ. Ильин И. Интрада. 1996. https://nietzsche.ru/influence/philosophie/iliin/

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ