Найти в Дзене
Chungurova Tatiana

Saucerful of Secrets

Для чего нужны друзья? Больше всего их ценишь в самые тяжелые моменты, когда все вокруг рушится, а они остаются рядом. Да не только остаются, а еще и умудряются поддержать, удивительным образом дать надежду и отвлечь.

Вот и мне жизнь неожиданно послала такого друга. Вместо того, чтобы дрожащим от ужаса голосом обсуждать то, что неумолимая реальность в нас швыряет, он мне сказал – слушайте Pink Floyd и записывайте, что видите!

Идея сначала показалась абсурдной. Что значит, что вижу? Вы мне слова дайте почитать, о самих участниках группы что-то, предысторию написания альбома и т.д.

Но что-то притягательное было в мягких, но настойчивых уговорах. И я решила попробовать.

А так как ближе всех из группы мне был Сид Барретт (такая необычная потрясающая судьба), то я и начала с самого начала, а именно – Piper at the Gates of Dawn и Saucerful of Secrets. Я даже сказала, погорячившись, что после Сида нет Pink Floyd, на что мне ответили – это распространенное заблуждение. Я человек упертый, поэтому пошла переслушать Piper. Он звучал уже знакомо – ведь я слушала его, когда писала о Пане, Крысолове и остальной компании. Силилась понять – почему Piper? Читала и перечитывала соответствующую главу в книге «Ветер в ивах», даже публикацию сделала.

Собственно говоря, вопрос почему даже не должен был бы возникать – любой, прочитавший эту магическую главу, остается под ее воздействием на всю оставшуюся жизнь. А если представить, что это было прочитано ребенком одаренным, с мощным и ярким воображением, то и подавно понятно.

Но я, что-то, отвлеклась от темы.

Расскажу, как мне на помощь пришел случай, и я УСЛЫШАЛА. Было бы логично предположить, что я услышала Piper. Тем не менее…

Совсем непривычный опыт прослушивания Saucerful of Secrets.

Я люблю подходить ко всему обстоятельно. Как я уже сказала, мне надо знать, кто написал, почему, что этому предшествовало, желательно почитать слова, посмотреть предыстории каждой песни, авторов и группы в целом.

Но вдруг все пошло не так.

Я устала. Устала безмерно. Просто или я сейчас прилягу, или умру. До урока оставалось полтора часа, и я решила убить двух зайцев сразу – послушать альбом и вздремнуть.

В этом состоянии полудремы, практически между мирами яви и сна, на меня снизошло озарение. То ли чакры открылись шире обычного, то ли судьба наконец-то решила, что пришло мое время, то ли я провалилась в своеобразную кроличью нору наподобие Алисы.

Я вдруг увидела - да, именно увидела, а не услышала – эту музыку.

Let There Be More Light была сиренево-фиолетовая.

Я, а может быть, это вовсе не я, нахожусь на дне колодца. Стены этого колодца фиолетовые, вращающиеся, пульсирующие, искрящиеся и брызгающиеся золотыми каплями. Я зачарованно наблюдаю за этим бесконечным торнадо. Выше, выше и выше поднимается мой взгляд – над этим тоннелем яркое нечто. Плазма, сконцентрированный солнечный свет или что-то еще?

Рассматривать можно бесконечно, описывать очень сложно. Ну почему же я не умею создавать мультипликацию или рисовать на худой конец?

Remember A Day

Тогда, в состоянии полудремы, я увидела лишь половину всей картины. Полностью удалось разглядеть в деталях с третьего раза. Архитектура этого пространства совершенно другая. Вся песня белая с голубыми бликами. Я (сейчас это точно я) нахожусь в каком-то помещении. Здесь тепло, комфортно (не путаем комфорт и уют), но как-то скучно. Передо мной иллюминатор, окно, просто проем в стене? Все же, вероятно от открывшегося мне пейзажа меня отделяет стекло, потому что я явно вижу капли от дождя как бусинки. А с другой стороны бесконечный пейзаж не заснеженный, а просто бело-голубой. Похож на степь, растений нет. Передо мной бесконечное однотонное пространство. Но оно все вибрирует. Оно турбулентно как некоторые картины Ван Гога. Я продолжаю всматриваться в детали открывшегося передо мной явления. Но что это? Я не заметила, что ближе ко мне стоит фигура. Первая мысль - это Сид? Вот, вроде его пальто с поднятым воротником. Нет-нет! Как банально! Это вовсе не он. Это женщина. Как я могла перепутать пальто и платье? Практически черный силуэт женщины. Фигура тоже мерцает и вибрирует в ритм мелодии. Она чего-то ждет. Ожидаемое не приходит, она снова ждет. И так может ждать вечно. Но энергия, угадывающаяся за пульсацией, обещает, что даже безрезультатное ожидание лучше, чем эта унылая теплая коморка, в которой нахожусь я. И я хочу быть на месте этой женщины. Стекло почему-то постепенно покрывается ледяными узорами.

Set The Controls For The Heart Of The Sun безусловно зеленая. Она не желтая и не оранжевая – это точно! Хотя где-то в середине она начинает играть всеми цветами, как калейдоскоп. И тут я окончательно уснула… А проснувшись начала думать – а что, если песни на этом альбоме расположены как цвета в радуге. А если это не радуга, а чакры?

Попрошу не судить меня строго. Раньше мой опыт прослушивания музыки был совершенно другим. Мне нужны были слова, как я уже писала выше. А тут меня прежде всего заинтересовало мое непосредственное подсознательное восприятие музыки, образность каждой композиции. Потом я посмотрю слова. Потом почитаю что, где и когда. Сейчас только музыка.

И опять пространство песни иное. В бесконечной пустоте рождается пульсация. Скорее, это не просто пульсация, это бьется огромное сердце. Музыка – не только биение сердца. Это камлание, предвкушение чуда, свершения и рождения любви. Пантеистическое ощущение. Я бы даже сказала, что именно это я бы назвала Piper at the gates of Dawn. Потому что именно здесь я слышу Пана – бога всего. Ведь именно Пан, невидимым образом присутствующий в то магическое раннее утро на затерянном островке в излучине реки, и дал название первому альбому группы.

А дальше - цветы вырастают, распускаются, исчезают. Мир этой песни переполнен разными живыми душами. Летают чайки. Их ведь нельзя не услышать? Так почему же мир все же зеленый? Из ритма рождается любовь. Не какая-то конкретная любовь к определенному человеку, а всеобъемлющая, которая заполняет тебя всю и преобразует мир вокруг. Графика этой песни мне напомнила обложку альбома Битлз Yellow Submarine.

Corporal Clegg. Не думала, что эта песня вызовет такой ассоциативный ряд. Мне она с первого раза не понравилась. Просто ухо резала. Тем не менее образы пошли сразу же. Вот это я смогла бы нарисовать, если бы постаралась

Красный шар. Как будто бы часть горизонта, уходящего за рамки образа. На этой красной сфере стоят не люди, а искаженные тени людей. Они огромны и гротескны – ноги, преломленные тела, нелепые формы голов. Они покачиваются как водоросли на волнорезе. Несмотря на жесткий ритм самой песни, эти люди-черные водоросли какие-то нерешительные. Смесь неуверенности и чудовищности отталкивает. Я бы продолжила дальше, но почитала слова (не удержалась все же, хотела узнать, что же меня так отталкивает) и пожалела бедного Клегга….

Saucerful of Secrets густо-синяя. Разве не слышно с первых нот, какого она цвета?)))

А все происходит так.

Кругом черно. Вокруг бездонное водное пространство. Оно не просто черно, а черным-черно. Вдруг легкая рябь пробегает по воде, и я понимаю, что сейчас становлюсь очевидицей какого-то невиданного феномена. Вот по обеим сторонам происходящего рождается намек на некое действо. Огромный черный маятник на фоне это бездонной черной бесконечности отсчитывает время. Я его, разумеется, не вижу, но чувствую его монотонные колебания. Но вдруг! Проходит пару секунд и слева из-под палочек невидимого барабана начинают возникать сферы. На моих глазах рождаются миры. Только вначале кажущиеся черными, они темно-синие, цвета бархатной южной ночи. Тут и с правой стороны появляются сферы, они сталкиваются друг с другом, и я замечаю, что возникают они из пасти огромной рыбы, притаившейся там в непроницаемой черноте правой кулисы. Кто это хтоническое существо? И рыба ли это? Может быть это и не чудище, а Демиург, и моим глазам открывается величайшая тайна? Кажущееся хаотичным движение темно-синих сфер на самом деле строго предопределено. Звуки только на поверхностный взгляд звучат как какофония – это неведомые гармонии другого мира. Они вводят в состояние транса и действуют гипнотически. Вскоре сфер так много, что черноты уже не видно. Кругом все мерцает и переливается глубоким синим цветом. Индиго. Среди легких сфер таинственно поблескивают сферы-сапфиры. Они не простые, внутри них горят золотые звезды. Меня не удивляет то, что сапфиры парят в эфире в нарушение всяческих законов. Какие тут могут быть законы? Это не физический мир. Тут своя реальность. Внезапно сферы начинают строиться ровными рядами и устремляются в остатки черноты - черные дыры в глубине сцены. Но это не дыры, а трубы колоссального небесного органа. По ту сторону органа наступает преображение. Тайна сменяется пониманием. Сферы возникают с другой стороны органных труб легкими и просветленными.

Самая турбулентная вещь на всем альбоме.

Я намеренно не хочу искать никакую информацию о композиции – ни в интервью, ни от таких любителей как я. Это мое, чисто субъективное видение. Потом я посмотрю, что же это за волшебство такое я слушала.

See-Saw

Ну, понятно, что остаются лишь желтый и оранжевый. Тут мне никак не приходили ассоциации ни с одним из этих цветов.

See-Saw вначале мечтательна, особенно, после предыдущей такой сложной композиции, беззаботна и наивна. Какой цвет ассоциируется с наивностью? Скорее она желтая. Как одуванчик. Но одуванчик отцветает, разлетается и остается торчать сухой пожухлый стебелек. Вот так и девочка, которая совершенно очевидно, присутствует в этой композиции, пока золотоволоса и жизнерадостна. Но она не знает (да и пусть не знает!), что все мимолетно, грядущее непредсказуемо. Именно об этом аккорды в середине песни.

Нити наших жизней невидимо сплетаются друг с другом. Семь миллиардов невидимых нитей в огромном мире. По этой невидимой паутине идут импульсы после каждого нашего поступка, да что там, поступка! После каждой нашей мысли и побуждения. Вот так мы все невидимым образом влияем друг на друга. 7 миллиардов вселенных – старые и совсем юные, мудрые и глупые, порядочные и отпетые негодяи. Как на всех нас повлияла оборванная ракетой жизнь трехмесячной девочки Киры, погибшей в Одессе в ванной комнате своей квартиры вместе с мамой и бабушкой накануне Пасхи? Кем выросла бы эта крошка, и что она могла бы дать миру? Неужели ее предназначение на земле было лишь в том, чтобы перевернуть души миллионам людей? Мне хочется, чтобы вы тоже узнали о ней и ужаснулись… Она могла бы быть главной героиней этой песни.

Вот это хитросплетение взаимовлияний и есть наша жизнь. Изысканно переплетенные узоры.

Она такая утешительная, эта песня, но на самом деле мне бесконечно грустно.

Jugband Blues

Если Corporal Clegg моя самая нелюбимая песня на альбоме, то эта самая пугающая. Она не имеет цвета или, вернее, она поглотила все эти цвета вместе, не отразив ничего. Сказать бесцветна будет неверно, прозрачна тоже не отражает сути.

Она очень напряженная из-за того, что в ней все и ничего. Там так много разного, она похожа на одеяло-пэчворк, все же сшитое каким-то умельцем в одно интригующее целое. Неправильная во всем, она отталкивает и притягивает, она над кем-то издевается, и в то же время глубоко трагична. Могу поспорить, вы никогда не слышали ничего подобного! Это даже лучше сотворения миров в Saucerful…

А какая концовка!

И что здесь нам снится? И в чем, собственно говоря, шутка?

Две последние песни – это скорее не цвета, а эмоции.

Весь альбом – это гармоничный хаос, даже, я бы сказала, сплошная турбулентность. И, как и турбулентность, он совершенно непостижим.

Как же мне нравится эта стена звука, которая движется на тебя в начале каждой песни, выстраивая невидимую стену между тобой и реальностью!

Бог его знает, как меня угораздило настолько увлечься Saucerful of Secrets! Меня просто засосало в музыку, как те несчастные сферы в трубы вселенского органа. Но я не сокрушаюсь. Это был новый и невероятный опыт. Да! Я буду слушать снова и снова, другие образы будут посещать меня, потому что ребята не любили повторяться. Я хочу переслушать, вычитываясь в слова. И снова слушать бог его знает как. Другое настроение, другое время года, новый опыт, я уверена, родит новые образы. Если вы когда-то читали одну и ту же книгу в разные периоды своей жизни, вы поймете, о чем это я. Кроме того, это безобидный уход от реальности, которая стала… да, что там! Сами понимаете.

И теперь самое главное – вам захотелось послушать этот альбом?

© Copyright: Татьяна Чунгурова, 2022
Свидетельство о публикации №222042601855

#pink floyd