Все доброго дня! Воронский говорил о творчестве Бабеля так:
"Мир Бабеля -это кровь, слезы, пот и сперма".
Однако я, в данном случае, не совсем согласен с автором цитаты (хотя во многом она абсолютно правдива). Бабель по внешним и внутренним причинам успел написать очень немного и самым знаковым его произведением стала "Конармия", однако нельзя сказать, что все творчества Бабеля заключалась в этих страшных словах... Все же "Одесские рассказы" уже имеют некоторые мягкость, некоторую добродушность...
Я понимаю, что многие будут вспоминать мне "Как это делалось в Одессе", но я думаю, что любой человек, читавший Бабеля согласится со мной в том, что "Конармия" - самое страшное произведение, которое он написал, а "Одесские рассказы" это уже попытка ухода в более-менее мирную жизнь, где есть место любви, доброму юмору и даже некоторым негласным законам.
"Одесские рассказы" - это по своей сути повесть о том, как после страшной Гражданской войны самым ярким и живым персонажем стал не кто иной, как плут. Самый обыкновенный мошенник. Ильф и Петров показали этот сюжет в более мягкой форме, Бабель в более резкой, однако суть от этого не сильно меняется (перефразирую для вечно придирающихся: смысл меняется и рассказы приобретают больший уклон реализма и страха, они показывают настоящую бандитскую жизнь гораздо более жестоко и правдоподобно, но идея и образ главного героя от этого не сильно страдает).
Однако с "Конармией" все обстоит совершенно иначе... Тут мы говорим о том, как весь смачный и сочный язык и талант Бабеля был направлен на бытописание войны, причем не обыкновенной войны, а Гражданской Бойни.
И начинается этот роман в рассказах с одного из самых хлестких, дерзких и сильных вступлений в русской литературе.
"Переход через Збруч" - далеко не случайное название. Автор говорит через этот заголовок своему читателю следующее:
Прочитав эти полторы эти полторы страницы ты перейдешь в страшный и тяжелый мир, где я не собираюсь что-то скрывать от тебя или как-то подбирать выражения для твоего культурного и интеллигентного ума. Я буду говорить обо всем ровно так, как то есть на самом деле, как я то вижу, как я о том хочу писать.
То есть название с самого начала показывает нам через какую реку мы собрались переходить...
С первых же строк Исаак Эммануилович Бабель показывает свое умение писать смачно и жестко:
"Оранжевое солнце катилось по горизонту отрубленной головой."
После этой фразы сразу становится ясен будущий тон повествования, будущая манера автора, его стиль и его язык.
"Переход через Збруч" является вступлением в "Конармию", в нем мы знакомимся с Исааком Бабелем, а он показывает нам то, что нас ждет.
Этот рассказ-вступление повествует нам о людях, пришедших на ночлег в разоренную деревню. Главный герой зашел переночевать в один из домов и увидел там страшнейший беспорядок... В этом доме остались в живых несколько людей, а вот что произошло дальше я говорить не буду, так как хоть рассказ и является очень коротким, однако спойлерить такие моменты.... Нет, не хочу.
Скажу лишь то, что за эти несколько сотен слов Исаак Эммануилович заставил меня несколько раз крупно вздрогнуть...
Многим людям, особенно с неустойчивой психикой, Бабель не очень сильно нравится. У него довольно жесткий стиль, он очень смачно и красиво изображает любое безобразие, он подбирает очень точные и резкие слова, он, наконец, с удивительным умением подстраивается под чужую речь и эти гениальные переходы между "Костелом в Новограде" и "Письмом" видны даже при очень беглом прочтении произведений. Но все же читать его нужно, ведь проблемы, поставленные Бабелем в этом коротком, стостраничном романе, не просто актуальны в наш сегодняшний день... Они в буквальном смысле слова режут живое мясо и создается ощущение, что все это было написано... Нет... Не вчера... Час назад.
И перед всей этой плеядой потрясающих рассказов... "Соль", "Сашка Христос", "Письмо" и многими-многими другими... Стоит одна кратчайшая история - "Переход через Збруч", которая фактически является резким нырком в это жаркое пекло Ада Гражданской Бойни.