Найти в Дзене
Мой ребенок ест.

Как быть, есть ребенок давится от кусочков и ест только пюрированную пищу.

Этот вопрос звучит довольно часто.

Прежде всего, необходимо понять, что происходит с ребенком, когда он, на взгляд мамы, подавился.

  1. Поперхивание (аспирация) — это вдыхание инородного предмета с попаданием его в дыхательные пути (не проглатывание).
    Варианты проявлений:
    — Ребенок не дышит, не говорит или затруднен вдох
    — Кашель и рвота
    — Ребенок «синеет»
    — Свистящее дыхание
    — Потеря сознания
    Если ребенок кашляет, то нужно дать ему откашляться самому, так как кашлевым толчком дыхательные пути выталкивают инородное тело, и если дыхание не затруднено, то вмешательство со стороны может только усугубить ситуацию.
    Если дыхание у ребенка затруднено или ребенок не дышит, то необходимо вызвать скорую помощь и оказать первую помощь. Как оказывать первую помощь при поперхивании, есть отличное видео на сайте у 
    Анны Левадной Если вы не только просмотрите видео, но и потренируетесь, то вы будете более уверены в своих действиях и будете более спокойны, предлагая кусочки ребенку.
  2. Сосательный рефлекс, который срабатывает до 5-6 месяцев при прикосновении язычка ребенка к чему-либо. Язык ребенка, когда касается плотной текстуры кусочка, делает волну и этой волной выталкивает кусочек изо рта. Раньше в этом обвиняли «рефлекс выталкивания», он до сих пор упоминается в старых рекомендациях.
    Когда сосательный рефлекс угасает, он сменяется жевательным рефлексом . И если в 4 месяца положить ребенку в рот кусочек пищи - он его вытолкнет языком, то в 6 месяцев - попробует жевать.
    Но жевание это не просто измельчение пищи, это масса процессов, происходящих во рту, это и смешивание измельченной пищи со слюной - увлажнение пищевого комка и начало ферментации, это и сортировка пищи во рту языком, когда измельченные комки передвигаются по направлению к глотке, а оставшиеся крупные куски возвращаются обратно на зубы.

И жевание хоть и является безусловным рефлексом, но это все же элемент мелкой моторики и координации. И, как и любой навык — требует тренировки. Когда в рот ребенка попадает крупный кусок пищи, а ребенок не справляется с ним и кусок попадает на корень языка, то срабатывает рвотный рефлекс — механизм, защищающий пищевод от непроходимости. Дети до определенного возраста не умеют выплевывать изо рта что-либо. Они или выталкивают это что-либо языком или вытаскивают руками. В том числе и куски пищи, которую не смогли прожевать. Дети, которые питаются пюрированной пищей длительное время (до года и больше), не тренируют навыки жевания и сортировки кусочков пищи во рту языком. Пюрированная пища глотается легко. Ребенок к этому привыкает и кусочки пытается проглотить не прожевывая, в итоге срабатывает защитный механизм, и язык выталкивает кусок пищи. Порой это выглядит так, как будто срабатывает рвотный рефлекс. В итоге, мама пугается, и транслирует испуг ребенку. И в дальнейшем попадание куска пищи на язык воспринимается ребенком, как опасность, и снова срабатывает рефлекс выталкивания. Получается замкнутый круг: мама боится - ребенок защищается — мама боится еще больше.

Не так давно я подробно писала, как вводить кусочки. Эти рекомендации актуальны для перехода с пюрированной пищи на кусочки для ребенка в любом возрасте. И повторю основные правила:

  1. Ребенок должен сам своими руками брать кусочки себе в рот.
  2. Ребенок не должен отвлекаться ни на мультики, ни на присказки, он должен быть всецело увлечен процессом приема пищи.
  3. Не стоит смешивать пюре и кусочки, пока у ребенка не развит навык сортировки пищи во рту, ему сложно разбираться с подобной консистенцией. Предлагаем только кусочки и по одному.

Когда вы видите, что язык начинает выталкивать пищу, помогите ребенку и выньте кусок пищи изо рта ребенка пальцем. Как правило, если начинать учить ребенка жеванию своевременно (окно введения кусочков 7-9 месяцев), то ребенок довольно быстро начинает справляться с кусочками и не давится ими.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое полезное и актуальное про питание детей.

-2