Подобную фразу можно часто услышать от "взрослых и важных" людей. Именно поэтому я решил вспомнить, как побывал на онлайн встрече бельгийского отделения IAF (международной ассоциация фасилитаторов), на которую приглашались участники из других отделений, и рассказать свои наблюдения. Встреча была посвящена проведению креативных сессий, мозговых штурмов.
Про мозговые штурмы недавно рассказывал в Бизнес-шоте 016 и 017.
Ведущими встречи были приглашенные звезды Beth Slazak и Missy Carvin из Creative Education Foundation. Вся встреча была перемежением теории и практики. Beth и Missy опирались на четырех-шаговую модель креативности CPS (Creative Solving Problem), авторы Osborn и Parnеs. Она описывается четырьмя словами: "Clairfy, Ideate, Develop, Implement".
В этой модели для решения проблемы нужно последовательно выполнить четыре шага:
🔹Определить проблему, что на самом деле решаем (Clairfy);
🔹Создать разные интересные идеи (Ideate);
🔹Разработать и доработать идеи (Develop)
🔹Внедрить идеи в практику (Implement).
Большая сложность при работе со взрослой аудиторией - перевести их мозг действительно в творческое состояние. Мы очень ограничены установками, зажимами, страхами. Поэтому важно периодически включать в креативные сессии творческие упражнения, которые помогут раскрепоститься, почувствовать удовольствие от создания необычных идей. Бельгийские коллеги показали несколько упражнений. Одно из них известно на пост советском пространстве под названием "Вася, что ты делаешь". Коротко опишу это упражнение.
Один из участников (назовем его Вася) начинает показывать какое-то повторяющееся движение. Следующий участник (в нашем случае был я) спрашивает: "Вася, что ты делаешь?" Вася творчески объясняет, какая причина может скрываться за таким движением. Дальше я копировал это движение и начинал его повторять. Теперь третий участник (скажем, Анна) спрашивает : "Марат, что ты делаешь?" И Марат предлагает какую-то новую креативную идею, которая поясняет движение. Так ход передается Анне, затем следующим участникам и идет по кругу. Через какое-то время очередной участник может сменить движение, но креативная цепочка не прервется.
Другое интересное упражнение можно метафорически назвать "Костер истории". Точно так же, как мы накидываем поленья в костер, чтобы он горел ярче, в этом упражнении участники накидывать слова, чтобы история становилась необычнее.
Итак, из числа участников выбирается один рассказчик, остальные становятся "подкидывающими". В нашем случае в мини-группах "подкидывали поленья" два-три человека, в том числе я. Рассказчик начинает историю (может быть притчей, повествованием). А "подкидывающие" периодически показывают и называют предметы, которые оказались у них под рукой. Рассказчик пытается вплести эти слова в рассказ, использовать их. Я был подкидывающим, и у меня (в разное время) рядом оказались подушка, пакет с рисом, молоток (как раз это видно на фото к посту). Но наш рассказчик замечательно справилась. Например, в рассказе рис она "приклеила к обуви, чтобы не скользить".
Хочу отметить, что практика отличается от использования кубиков историй, чуть позже поясню, почему.
Отмечу несколько метафор, которые можно использовать на сессиях.
🔹Сравнение первой пришедшей идеи с первым поцелуем. Действительно, важно не залипать на первом поцелуе, каким бы привлекательным он ни казался. Точно так же многие ментально "залипают" на первой высказанной идее на штурмах, считают ее самой лучшей.
🔹Вторая метафора - сравнение идеи с саженцем, который мы должны превратить в большое дерево.
Хорошая идея может не развиться, так как первая критика его "срубает". Собственно, поэтому на третьем шаге технологии важно развить и доработать идеи.
Могу сказать, что мероприятия, которые проводят разные региональные отделения IAF по всему миру, могут быть очень интересными. Не только с точки зрения каких-то технологий, но и анализа, методического разбора, возможности быть в роли слушателя и почувствовать азарт.
Например, на разборе упражнения "костер истории" обсудили, что в этом упражнении есть два вида "подкидывающих". Кто переживает за рассказчика и "кидает" ему слова попроще. А второй вид - не самый малочисленный - хочет специально найти необычные слова, чтобы участнику было посложнее. Мол, посмотрим, как тебе такое, Илон Маск. Этого эффекта не добиться, если использовать методы случайного стимула (кубики историй, метафорические карты, карточки со словами и так далее).
И, конечно, полезно было посмотреть на вовлекающий стиль двух профессиональных фасилитаторов. Да, они вели с энергией, органично передавали друг другу слово, дополняли, веселились, рассказывали истории. Но главное - подбадривали взрослых, которые решили преодолеть свои страхи и стеснения, чтобы быть креативными.
Если у вас есть какие-то другие интересные упражнения для раскачки "взрослой и важной" аудитории - напишите в комментариях.
#фасилитация #креатив #мозговойштурм #технологиикреативности