Найти тему
Уголок психологии

"Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете" - зачем нам вера в Доброго Волшебника?

Оглавление

Вера в "Доброго Волшебника" сопровождает нас с самого детства: Дед Мороз, Жар-птица, Гарри Поттер, Гендальф, Фея-Крестная, Супермен. Эта концепция уже на протяжении веков хранится в искусстве и культуре, не собираясь исчезать.

С возрастом и научным прогрессом то, что мы считаем "волшебством", меняется, становясь более приближенным к текущей реальности, а надежда на спасителя - великого и могучего - остается.

Указанная в названии строчка из песни тоже является отражением этой надежды на счастье, которое станет возможным благодаря "волшебнику". Вспомните сказки, рассказы, фильмы: в большей части из них кто-то кого-то спасает: Морозко спасает Настеньку, принц - прицессу, царь - королевство, супергерои - всех во вселенной. И спасать не обязательно нужно от смерти, еще можно спасти от злой мачехи (Золушка), от неодобрения обществом (Горбун из Нотр-Дама), одиночества (Рапунцель) или непринятия себя (Шрек). Почему так?

Джеймс Холлис в своей книге "Грезы об Эдеме" подробно рассматривает этот феномен, находя философские и психологические объяснения того, для чего эта вера так важна. Важна настолько, что несмотря на все глобальные изменения и различия в политических и религиозных взглядах, мы стремимся возродить эту веру всеми доступными силами. Чтобы не загружать этот текст сложными философскими и психоаналитическими терминами, попробую просто описать, что нам дает вера в Доброго Волшебника и почему не все так радужно.

Что нам дает "Добрый Волшебник"?

Во-первых, конечно, надежду. Намного легче жить в не очень радостном настоящем, мечтая о счастливом будущем. Особенно, если нам очень тяжело выносить тяготы жизни в данный момент, то надежда на радость в будущем очень поддерживает. И, возможно, благодаря мечтам о волшебнике (который, кстати, подарит кино, 500 эскимо!), крокодил Гена так легко относится ко всем неурядицам.

Во-вторых, ощущение управляемости ситуации. Если ситуация оказывается вне нашего контроля и возможностей, то вместо впадания в депрессию или психоз, можно понадеяться на суперсильного "волшебника", который спасет нас из этого ужаса. Таким образом, появляется чувство, что любая беда поправима - найдется кто-то, наделенный достаточной силой, чтобы помочь.

-2

В-третьих, отношения с людьми. Как это ни странно, но именно благодаря поискам этого Доброго Волшебника оказывается возможным установление контактов с другими, не известными нам людьми. Более того, они нас интересуют даже больше, чем то, что находится рядом (как герои "Алых Парусов"). Самые романтические влюбленности случаются в путешествиях, новички привлекают к себе больше всего внимания, а принцессы - всегда в какой-нибудь далекой стране. Если бы не было стремления найти кого-то вне своего маленького сообщества родственников, то кровосмешение и инцест быстро бы истребили нашу цивилизацию.

Поэтому неудивительно, что в культуре и искусстве разных народов сохраняется вера в эту спасительную фигуру: она нужна нам, чтобы справляться с жестокостью и непредсказуемостью мира.

В чем подвох?

1) Перекидывание ответственности. Если мы верим в спасителя, нам остается только его ждать, таким образом, мы не берем на себя ответственность за свою жизнь, здоровье и даже счастье. Мы ждем, что придет кто-то, и у нас все чудесным образом появится. Но в реальной жизни чтобы действительно получить то, что требуется нашей душе, чаще всего действовать нужно самому - как лягушке в том анекдоте, которая лапками взбила молоко в масло.

-3

2) Неоправданные ожидания. Так как мы в целом склонны идеализировать объектов нашего романтического интереса (это нормально для влюбленности), то и надежду на "спасение" мы часто навешиваем на возлюбленного. Особенно, если эта потребность в спасении является доминирующей и всеобъемлющей. Кажется, что он - невероятный, чудесный, способный превратить жизнь в рай. Если выясняется, что другой - просто человек и не всегда способен нас спасать, или может иметь другие потребности и интересы(как так вообще?!), приходят чувства предательства, оставленности, и желание все-таки найти себе "волшебника".

Навешивая наши ожидания "Доброго Волшебника" на партнера, мы рискуем разочаровываться вновь и вновь.

-4

Волшебник Страны Оз - одна из немногих историй, которая, напротив, учит нас не надеяться на кого-то там в изумрудном городе. Чтобы увидеть свои собственные достижения и возможности, героям приходится разочароваться в своем "великом волшебнике".

Волшебство происходит не в замке у Гудвина, а на пути к нему, и творит его не волшебник, а сами герои истории.

Если кратко

Наша вера в "Доброго Волшебника" помогает нам с энтузиазмом двигаться вперед, надеяться на лучшее даже в самое темное время и устанавливать отношения. Тем не менее, она же может стать затруднением для человека и его близких отношений, если становится главной потребностью в жизни, подавляет волю и веру в свои силы.

#психология просто #психолог #сказки #волшебник