В 1957, за год до смерти Заболоцкий создает стихотворение, запечатлевшее пейзаж вокруг Тарусы, старинного городка на Оке. Того самого города, кстати, в котором произойдет действие повести Железникова "Чучело" (1981 год). Когда-нибудь мне бы хотелось написать о созданном в той повести образе этого городка на правом притоке Волги. Но пока про Заболоцкого. Поэт провел в этом старинном месте в Калужской области два последних летних сезона своей жизни.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
В стихотворении 2 противопоставленные друг другу смысловые части - обыденность дневной природы и одухотворенность вечерней.
1. Природа с утра - "обремененная работой"
В стихотворении мы с удивлением узнаем о том, что Заболоцкий не особенно любит утро и день в природе. Он признает очарование русской природы вообще, но считает его не столь заметным и очевидным, пока не наступил вечер. Лишь в вечернем пейзаже он видит настоящее волшебство. Очень спорно, конечно (все любители, например, Фета здесь особенно с ним поспорят!), но каждый имеет право на свое собственное видение красоты природы.
Для Заболоцкого, большую часть суток, до самого вечера на природе лежит "обыденности плотная завеса". Человек днем слишком отягощен трудами и заботами, чтобы сосредоточиться на красоте вокруг. И тогда сама дневная природа тоже сливается с человеческими проблемами и суетой. Она приобретает, согласно видению поэта, некую видимость обыденности, потому что видит, что человек пока все равно не состоянии оценить ее красоту. То есть в концепции Заболоцкого, природа неразрывно слита с человеком, тесно привязана к нему. Такое же видение природы как любящей матери развивается и в его стихотворении "Я не ищу гармонии в природе..."(1947).
2. С наступлением вечера окружающий мир становится "поистине хорош".
В вечерний час можно услышать, по мнению поэта, как наконец вздыхает натрудившийся за день лес. И увидеть, как грудь реки, загоревшись в лучах заката, приникает к небосводу.
Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло.
Возникает сказочная трактовка вечерней зари, в лучах которой на земле появляются первые легкие тени:
Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине.
("сквозные" тени - значит неплотные, прозрачные, просвечивающие, ажурные тени).
Поскольку солнце больше не ослепляет (его огонь стал "нежным"), то видимость становится более четкая:
"ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг".
По мнению поэта, пейзаж от этого становится особенно широким и просторным, величественным:
"Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук".
(излука - это изгиб реки, излучина;
затон - это залив, заводь).
Идея в том, что вечернее солнце - это обозримое, не ослепляющее солнце, как бы приблизившееся к земле и к нашим глазам (из облаков "сойдет огонь"), солнце, на которое можно смотреть и любоваться беспрепятственно. В вечерний час солнце теряет свой излишний огонь, оно отдает весь свой небесный, одухотворенный жар всему земному пейзажу, оживляя его яркими закатными красками:
"Горит весь мир, прозрачен и духовен..."
Художественные средства
Эпитеты -
"сквозные" тени - значит неплотные, легкие, прозрачные, просвечивающие, ажурные тени.
весь мир "прозрачен и духовен", луч "таинственно блеснет"
оксюморон - грудь реки "загорится влажно"
метафоры - природа "обремененная работой", "Обыденности плотная завеса", "белые башни облачного мира", "грудь реки приникнет... и загорится" , "горит весь мир".
сравнения - "как будто под руками ювелира", "как бы сквозь прозрачное стекло", "Природа смотрит как бы с неохотой".
Синтаксические средства
Перенос строки
(анжамбман) - вторая и третья строка не является оформленной синтаксической единицей:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Повтор слова:
"Сойдет огонь, и в нежном том огне..."
"Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна".
Заболоцкий "Я не ищу гармонии в природе..."(1947).