Найти тему

Что развивать будем?

Что развивать будем? - спрашиваю у «новеньких» родителей.

Безусловно, у меня есть своя программа, есть понимание учебных задач и опыт их адаптации под конкретного ребенка.

Но все же… Что хотят развивать у своего ребенка родители? - Ничего конкретного. «Я привел, а вы делайте что хотите». В крайнем случае, что-то про мелкую моторику вспомнят)))

Давайте посмотрим, что же мы делаем на занятиях? Сначала определяем направление развития.

1️⃣ Моторные навыки (умение чувствовать и владеть движениями своего тела и пальчиков рук)

2️⃣ Когнитивные навыки (сортировка, подбор предметов по признакам, описание картинок, чтение, письмо, математика…)

3️⃣ Вербальное поведение и речь (умение выразить свое желание, сформулировать мысль и рассказать что-либо)

4️⃣ Игровые и социальные навыки (обеспечивающие адаптацию в группе детей, привыкание к учебной деятельности, взросление)

5️⃣ Навыки самостоятельности (а это кроме бытовых навыков - навыки достижения целей, осознанности и личная зрелость)

☝️Любая индивидуальная программа опирается на те навыки, что у ребёнка не только появились, но и закрепились. Поэтому обучение проходит обычно легко и весело.

Как выстраивается сама программа? Она включает в себя несколько задач:

Коммуникация с педагогом /психологом (просить то, что хочется – не всегда получая желаемое сразу, обращаться за помощью, общая доброжелательность атмосферы)

Формирование учебного поведения (слушать и следовать инструкциям, понимать «сначала - это…» - «потом - то…»)

Умение имитировать и подражать («делай как я»). Это тоже, по сути, формирование учебных навыков. Но через игровые и социальные навыки.

Отрабатывание понимания инструкций, развитие высших психических функций. Это понимание сложной речи чужого взрослого (так как речь не бытовая, а фразы сложные и темп быстрый), это умение понять задачу и выстроить план достижения учебных целей.

Дальше все усложняем. В смысле, стараемся углубить и расширить представления ребенка, не забегая вперед, а проводя аналогии по темам и устанавливая между ними связи.

И обязательно согласуем цели с родителями.

Например, через два месяца регулярных посещений (!) Вася (3 года) научится:

🔅Определять «Насекомых» и «Мебель» (остальные категории позже)

🔅Классифицировать по величине и цвету (по форме – позже, в следующем месяце)

🔅 Говорить (давать понять) о своих желаниях педагогу (задавать вопросы – позже)

🔅 Участвовать в ритуале расставания с педагогом после занятия (а с мамой расстанется на время занятия только через полгода-год)

🔅 Принимать структуру занятия (понимать и предвосхищать последовательность блоков занятия)

🔅 Понимать и применять правила («Можно попросить игрушку», «Хочешь – спроси» и пр.)

🔅 Повторять простые игровые движения

🔅 Проводить вертикальные линии и рисовать круги

И т.д.

Если же что-то из намеченного не удается, то обсуждаем с родителями – почему?

🧐 Низкая мотивация? Страх чужого человека? Неумение подчиняться правилам?

🧐 Не тот темп?

🧐 Нет базы (не получилось опереться на уже сформированные навыки, чтобы идти дальше), поэтому нужно «вернуться назад».

Коме того, мне нравится между занятиями в коридоре поддержать разговор со знакомым ребенком на бытовые и личные темы. Задать вопрос. 👉 Например: «Ты сейчас ешь соленое или сладкое печенье?» Пусть задумается…

Постепенно со временем каждый ребенок понимает, что все полученное на занятии полезно и применимо в обычной жизни. Бесполезных знаний и умений не бывает)))

Так что развивать будем у вашего ребенка? Уже решили? Пишите в комментариях.