Как получилось, что современные фильмы не балуют нас, преданных зрителей сериалов и нетерпеливых фанатов короткометражек, запоминающимися репликами и словечками, которые ловкими лианами вплетаются в любой разговор, а во время застольной беседы проверяют нового знакомого на культурную идентичность?
Ведь ни на одну классическую картину не падёт даже тень подозрения, что в ней мало фраз, разобранных на цитаты (см. словарь Александра Юрьевича Кожевникова «Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино» https://clck.ru/geSPV)!
Не верите глазам своим? Сомневаетесь в мощностях собственной памяти? Давайте обратимся к источникам.
В сентябре 2014 года британский еженедельник о телевидении и радио Radio Times опубликовал список 50 величайших цитат из фильмов, который почти целиком составили картины ХХ века. В сто известных цитат из американских кинолент за 100 лет по версии AFI 2007 года вошла лишь одна из фильма, снятого в XXI веке (https://clck.ru/9NJAe). Словарь А.Ю.Кожевникова, хоть и издан в 2007-м, ограничивается фильмами, созданными с 1931 по 2000 год. А читая «знакомые» предложения, указанные в нем, не узнаешь ни одного, если оно взято из «шедевра», который вышел на экраны после 1991 года!
Почему так? Мы нашли семь причин нашей забывчивости.
1. Плохие сценарии. Вспомните, сколько раз за последнее время Вы ругали авторов фильмов? Сюжетные ляпы, несостыковки, непрописанные характеры героев и слабые-преслабые диалоги – и это не весь список обвинений.
2. Строгий лимит времени на съемку фильма. А раньше как было хорошо: внимательное отношение к слову, а не к спецэффекту, вдумчивая проработанность деталей, терпеливое ожидание подходящей натуры. Вот были времена, вот были нравы!
3. Радикальное изменение проката фильмов: их не показывают бесплатно на каждом федеральном канале по очереди, повторяя по праздникам и по просьбам зрителей. На таких условиях коллективная память, жаждущая нового, но традиционно ленивая, произрастать отказывается.
4. Огромный выбор! Любой каприз за наш счет выполнит в мгновение ока Сеть, Netflix или «Старт». И зачем устраивать сеанс повторного просмотра, если можно (и хочется!) насладиться новинкой из любой страны?
5. Услада для глаз, а не для ушей – так кратко можно сформулировать главный принцип создания современных фильмов. Быстрая смена кадров, многозначительное молчание и духозахватывающие пейзажи – основа основ нашего кинематографа.
6. Великий уход зрителей из кино. Молодежь переквалифицировалась из аналоговых игроков в онлайн-персонажей, променяла походы в кино на стримы, заменила посещение DVD-прокатов на подписку в соцсетях. Фильмы так длинны, так далеки от народа…
7. Цитаты из фильмов тиражируются СМИ, которые используют их, например, в заголовках. Но для тех, кто прессу не читает, повторение этих фраз (их узнавание и последующее воспроизводство) невозможно!
А теперь Горбатый! Пусть у адвоката франшиз, приквелов и спин-оффов будет именно такая фамилия. Дадим шанс новым кинокартинам, ведь
- должно пройти время, чтобы фильм стал частью культуры, маркером общественной группы, а букет простых фраз перебродил в элитный купаж;
- не перевелись еще великие режиссеры и сценаристы, не перестали выпускать они «Симпсонов» и «Смешариков». Жаль, что перестали «Доктора Хауса» и «Друзей». Вам не кажется, что их специально писали так, чтобы было удобнее порезать на GIF или Youtube-клипы?
- они дарят нам мемы!
Культовые герои, эпичные фразы, поражающие воображение сюжеты заставляют нас с вами, обычных зрителей, вернуться и пересмотреть фильм, который мы уже видели, припомнить несколько словечек из него и на ближайшей вечеринке / серьезной конференции / неофициальном совещании или в купе поезда дальнего следования проверить собеседника на «свой–чужой». Ведь если на пароль: «Какая гадость» собеседник ответит: «Эта ваша заливная рыба!», значит, он смотрел «правильные» фильмы, а стало быть – потихоньку начинает нам нравиться.