Редкая история неравнодушного директора школы

1,4K прочитали
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Когда я недавно кинула клич, что мне нужны позитивные истории о школе, со мной познакомилась Оксана из Саратова. Делюсь историей Оксаны про неравнодушного директора небольшой поселковой школы.

Я привыкла работать в школе, где директор слышит и реагирует, не замыливает проблему, делает всё, чтобы ее своевременно решить.

Кабинет нашего директора, Татьяны Ивановны, на втором этаже. Там же располагается вся начальная школа. Она постоянно повторяет нам: «Начальная школа — это основа всего». Свой рабочий день она начинает с проверки начальной школы. Без предупреждения стучит в любую дверь и говорит: «Доброе утро! Я хочу посидеть у вас на уроке». И так каждый день! Её волнует абсолютно всё, она смотрит, как работает учитель с классом.

Однажды в нашей маленькой школе появился мальчик из Таджикистана. Назовём его Ахмад. К слову, в школе всегда было много приезжих детей из соседних республик. Дети в принципе привычные, но Ахмада класс не принял с первого дня. Во-первых, Ахмад плохо знал русский язык. Во-вторых, он высокий и крупный, первая стадия ожирения. В-третьих, очень неопрятно одевался. По всем параметрам, куда ни ткни, он был непохож на остальных.

Начались смешки. Уже на второй день Ахмад отказался выходить к доске на уроке русского языка. Учитель пыталась понять, почему. Ахмад не захотел объяснять. Точно так же каждая произнесённая фраза на уроке английского языка вызывала смех и унижения. Учителя пытались как-то смешки и издёвки остановить. Но ничего не работало.

К концу первой недели стало очевидно, что Ахмад в школу физически приходит, но на уроках отсутствует, уходит в себя. Потом он совсем перестал приходить в класс, завхоз нашёл Ахмада в подвале. Был отдан приказ закрыть подвал. Тогда Ахмад приходил в школу, садился возле запертой двери подвала, но в класс не шёл. Так продолжалось ещё две недели.

Всё это время директора в школе не было, она училась на курсах повышения квалификации. Если бы она была, то отреагировала бы сразу. Она всегда говорит педагогам, если какой-то из приезжих детей сложно адаптируется, и вы не справляетесь, обращайтесь ко мне.

Как только Татьяна Ивановна вернулась, учителя пришли к ней с проблемой Ахмада. Первый вопрос, который она задала им, был: «А что вы сделали, чтобы дети Ахмада приняли?» Учителя стандартно ответили, что одёргивали детей, делали замечания. Татьяна Ивановна понимала прекрасно, что замечания можно сделать так, что дети действительно поймут и услышат, а можно чисто формально. Она два дня ходила по урокам в класс Ахмада. При Татьяне Ивановне дисциплина в классе, конечно, была железная, но чувствовалось, что атмосфера накалена. Ахмад сидел на уроках напряжённый. Татьяна Ивановна обратила внимание, что он не снимал с себя чёрный свитер, и натягивал его себе на нос. На лице были видны только глаза.

С родителями Татьяна Ивановна не видела особого смысла это обсуждать. Отец не принимал участия в воспитании. Мать почти не говорила по-русски.

Татьяна Ивановна поручила школьному психологу провести тестирование. Портрет Ахмада, описанный школьным психологом с дежурными фразами «его ничего не тревожит, он ко всему равнодушен» Татьяну Ивановну не устроил. Она хотела докопаться до причин. Дети же изначально такими не рождаются. Татьяна Ивановна взяла один день за свой счёт, свою машину, Ахмада и прямо посреди рабочего дня повезла его в областной психологический центр. Тестирование в центре показало гораздо более глубинные проблемы.

Позже я спрашивала Татьяну Ивановну, почему она всё это делала. Ведь далеко не каждый так возьмёт отгул, собственную машину, будет возиться с ребёнком, она сказала: «Знаешь, я боюсь. В соседнем районе был подобный случай. У ребёнка тоже были явные психологические проблемы. Директор и учителя отнеслись формально. Ребёнок ходил на занятия, присутствовал на них чисто физически. Дети над ним издевались, учителя автоматом ставили тройки. Выдали ему аттестат. А через неделю после выдачи аттестатов ребёнок повесился. Для меня связь между равнодушием, формализмом и возможной трагедией очевидна. Я не могла оставить эту ситуацию».

Татьяна Ивановна пошла в класс Ахмада пообщаться с детьми. Дети ожидаемо говорили: «А почему это мы должны его принимать? Это он в нашу страну приехал. Мы русские, вот пусть учит русский язык».

Татьяна Ивановна говорила детям об инаковости, о том, что мы все рождаемся разными и нельзя гордиться тем, что дано тебе от природы, языком, национальностью. Гордиться нужно тем, чего ты добился сам, образованием, успехами. Она говорила: «В другой стране вы бы были, как Ахмад. Вы уверены, что вам никогда в жизни не придётся вынужденно эмигрировать? Ему очень тяжело, он здесь иностранец. Вместо того чтобы помочь, вы своими издёвками ещё больше оттолкнули его от себя. Он ещё больше замкнулся. Вы даже не дали ему шанса показать себя. Вам здесь проще, у вас уже совсем другой уровень образования, вы первыми должны протянуть ему руку. Узнайте его. Какую музыку он слушает? В какие игры играет? Какие машины ему нравятся? Начните с ним общаться».

Как это часто бывает, первыми откликнулись две девочки. Уже на следующий день, идя по коридору, Татьяна Ивановна увидела, как они разговаривают с Ахмадом, а он что-то робко отвечает. Потом они начали ему помогать с домашними заданиями. Девочки его разговорили. Через три дня к ним добавился мальчик. Уже через десять дней треть класса общалась с Ахмадом. Издёвки прекратились. Позже Ахмад начал выходить к доске. Он продолжал ошибаться в русском языке, но уже никто не смеялся. Довольно быстро Ахмад стал сыном полка.

Увидев такие перемены, Татьяна Ивановна на этом не остановилась. Она снова пришла в класс с беседой. В этот раз хотела узнать, что поменялось, почему дети решили протянуть руку помощи. И дети ей ответили. Они вспомнили, как год назад Татьяна Ивановна давала им урок обществознания и там разбирала с детьми известную на весь интернет-историю антрополога Маргарет Мид о том, что первым признаком цивилизации стала бедренная кость, которая была сломана, а потом срослась, так как это значит, что кто-то проявил эмпатию, потратил время, перенёс раненого, потом охранял его.

Видимо, для детей директор была авторитетом. Повлияла ведь не просто одна беседа, а в целом личность взрослого. Дети смогли связать и беседу эту, и урок обществознания, который их так впечатлил.

Ахмада приняли. Он не стал всем лучшим другом. Его скорее опекают. Он оказался добрым мальчиком. Избавился от чёрного свитера, носит рубашки. Начал за собой следить. Уже сносно говорит на русском, учит английский. Ещё очень много пробелов в знаниях нужно покрыть, но главное, что есть контакт с детьми.

Как вам эта история? А вы знаете таких директоров?

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.