Волгоградский метротрам (скоростной трамвай, часть маршрута которого проходит под землёй) — достопримечательность и в том же время пример того, как можно объединить два традиционных вида транспорта.
Разберёмся, почему сейчас стоит вспомнить о том, как это работает.
В российских городах не хотят строить метро
Ещё в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин, который отвечает за строительство и транспорт, заявил, что достраивать метро в городах-миллионниках слишком дорого. Москвы это не касается, правда, а вот Санкт-Петербург уже под вопросом.
Может быть, ещё достроят пару давно обещанных станций в Казани или Нижнем Новгороде, но на этом всё.
Даже начатое в 1992 году метро в Челябинске не будут достраивать как метро.
Решили, что дешевле и перспективнее будет уже начатые ветки и станции объединить с наземным транспортом. Где-то с городской электричкой, где-то с трамваем.
В точности как в Волгограде — с тоннелями, сводами и скоростным транспортом, — скорее всего, не будет, но посмотреть на реально работающий пример полезно.
В Волгограде метро и трамвай решили объединить больше полувека назад
Трамваи в Волгограде ходили ещё до революции, с 1913 года. А в 1960-х годах в Волгограде решили построить новую транспортную сеть, а в 1970-х начали реализацию. Сначала открытые участки, потом подземные. И в 1984 году первые скоростные метротрамы поехали по Волгограду.
Затем более 25 лет ушло на строительство второй очереди, её запустили лишь в 2011 году. Там добавился ещё один подземный участок, к тому же упростили схему тоннелей.
Так, на первых участках двери в вагонах были только справа, и чтобы пассажиры могли выйти на островную платформу на станции, тоннели в нескольких местах скрещивались.
Новые участки метротрама проектировали сразу под вагоны с дверями с обеих сторон и кабинами на обоих концах поезда.
А в 2020 году начался первый за всё это время капитальный ремонт метротрама.
Сейчас в сети 22 станции, из них одна законсервирована ("Площадь чекистов"), одна на эстакаде, 16 наземных, пять подземных.
Метротрам вдвое быстрее обычного трамвая
- Скоростной трамвай в Волгограде ходит каждые 3–6 минут в часы пик и примерно раз в 6–7 минут в остальное время. Как метро.
- При этом ходят по линиям обычные трамваи: в 1980-х — чешские Tatra T3, в 1990-х — Tatra KT8D5 и петербургские ЛВС-8-2-93. Потом использовали и двухсекционные вагоны Усть-Катавского завода, и списанные из Москвы МТТА-2 (модификация Tatra T3).
- Скорость метротрама вдвое выше, чем обычно у трамваев, поскольку линии изолированы от пересечения с другими видами транспорта, пешеходных потоков и пр.
- Подземные станции похожи на станции метро. Но, поскольку размеры вагонов всё же другие, отличается длина платформ, высота от рельсов, расположение служебных помещений и пр. В целом станция со всеми техническими сооружениями вдвое короче станции метро.
В других странах так тоже делают
В России других городов с подземным трамваем нет. А вот в других странах есть.
- В Германии так работает транспорт в двух десятках городов, в основном в области Рейн-Рур.
- В Бельгии "пре-метро" ходит в Брюсселе и Антверпене, а в городе Шарлеруа его называют "лёгкое метро".
- В Нидерландах подземный участок есть на трамвайной линии в Гааге. Также трамвай ходит под землёй в Вене (Австрия), Кривом Роге (Украина), Порту (Португалия), Ницце и Руане (Франция), нескольких испанских городах и пр.
И наоборот тоже делали — метро вместо трамвая
В Ереване (Армения) начинали строить сеть скоростного трамвая — в том числе с подземными участками. Однако ещё до открытия линии преобразовали в полноценное метро — благо, конструкция тоннелей, станция и пр. позволяла.
Правда, есть и менее успешные проекты. Так, скоростной трамвай в разное время планировали запустить в Туле, Вильнюсе, Таллинне, а в Львове даже начали строить. Но не состоялось.