Найти тему
История моды с Марьяной С.

Маленькая богиня

Ах, Елизавета Петровна, весёлая Елисавет, дщерь Петрова... Она ведь была одной из первых настоящих «принцесс» России! Не скрытых в тереме, а гордо выставляемых родителями напоказ, с перспективой династического брака.

Её внешняя привлекательность, её живость, её внешнее очарование были уже не личным достоянием, нет - они должны были работать во благо страны! Так что, даже когда она была совсем ещё маленькой девочкой, Елизавета Петровна красуется на портретах - вот, мол, смотрите, какая прелесть есть в царской (а позднее - императорской) семье!

Анна Петровна и Елизавета Петровна, Луи Каравак, 1717. (с) Из коллекции Государственного Русского музея. Елизавете здесь восемь лет.
Анна Петровна и Елизавета Петровна, Луи Каравак, 1717. (с) Из коллекции Государственного Русского музея. Елизавете здесь восемь лет.

И среди всех портретов лично мой любимый - удивительный портрет совсем ещё маленькой царевны, на котором она предстаёт в образе олимпийской богини. Обнажённая девочка возлежит на императорской мантии, подбитой горностаем, и в высоко поднятой ручке сжимает портрет отца-императора.

Античная нагота была уместной на подобных портретах, даже для царственных особ. И всё же вспоминается эпизод из романа Алексея Толстого «Пётр Первый». Помните?

Некогда простая девка Санька, а теперь уж – Александра, боярыня Волкова, обученная всем «политесам» той эпохи, блистает при европейских дворах и присылает отцу в подарок свой портрет. А ему, представителю старшего поколения, гораздо сложнее привыкнуть к новой жизни и подобным вольностям. Так что дочь убеждает его не смущаться, ведь «в Европе и не то вешают, не будьте варваром...» А далее читателю нужно представить себе портрет «несказанной красоты и несказанного соблазна».

Ах, как нравилось мне в детстве это описание! Я часто пыталась представить себе картину...

Елизавета Петровна в образе олимпийской богини, Луи Каравак, 1716-17. (с) Из коллекции Государственного Русского музея
Елизавета Петровна в образе олимпийской богини, Луи Каравак, 1716-17. (с) Из коллекции Государственного Русского музея

«Живописец изобразил Александру Ивановну посреди утреннего моря, на волне, на спине дельфина, лежала она в чем мать родила, только прикрывалась ручкой с жемчужными ноготками, в другой руке держала чашу, полную винограда, на краю ее два голубя клевали этот виноград. Над ее головой — справа и слева — в воздухе два перепрокинутых ногами вверх толстых младенца, надув щеки, трубили в раковины. Юное лицо Александры Ивановны, с водянистыми глазами, усмехалось приподнятыми уголками рта весьма лукаво...»

На портрете юной Елизаветы её личико тоже усмехается немного лукаво. Правда, рука с жемчужными ноготками сжимает не атрибуты богини любви, а миниатюру с портретом отца и развевающейся Андреевской лентой. Слегка напудренные волосы украшены цветами... возможно, царевна изображает Флору, богиню цветов, весны и юности. И всё же портрет как будто предсказывает будущее той, что даже став императрицей, будет вести себя прежде всего как красивая женщина, сознающая свою власть.

Портрет младенца царевича Петра Петровича в образе Амура, неизв. художник по оригиналу Луи Каравака, перв. пол. XIX в. (с) из коллекции Государственного Эрмитажа
Портрет младенца царевича Петра Петровича в образе Амура, неизв. художник по оригиналу Луи Каравака, перв. пол. XIX в. (с) из коллекции Государственного Эрмитажа

Кто знает, может, этот портрет и Толстого хоть немного, да вдохновлял...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory