42,7K подписчиков

Король ушедшей эпохи — Пьер Булез

141 прочитал

После Второй Мировой войны происходит восхождение на музыкальный Олимп великого композитора, дирижера и авангардиста Пьера Булеза (Pierre Boulez).

Сочетая в себе дирижера и музыканта, Булез ощущает противоречие этих частей. Дирижер, с чьим именем ассоциируется целый ряд известнейших оперных постановок, предлагающий «взорвать театры». Музыкант, который пишет вызывающе интересные статьи. Все это в себе совмещая и сочетая, Пьер Булез входит в историю как уникальный тип дирижера-музыканта-композитора.

В 1954 году из-под его пера вышел «Молоток без мастера» (LE MARTEAU SANS MASTRE) — девятичастный вокально-инструментальный цикл. В «Молотке» нет серий в привычном смысле, уникальная тембровая атмосфера цикла определяется сочетанием низкого женского голоса и инструментов близкого к нему (альтового) регистра.

Проявляя особый интерес к проблемам ритма и инструментального колорита, к неевропейским музыкальным культурам, а также к идее формы, составленной из отдельных фрагментов и не предполагающей последовательного развития, Пьер выделяется в беспокойном характере музыки, в ее нервно-разорванной фактуре и обилии резких динамических и темповых контрастов.

Пьер Булез
Пьер Булез

Появившийся на свет в 1925-м году, в французском городе Монбризон, Пьер был очень одаренным ребенком. Он проявлял в одинаковой степени способности к математике и музыке. Отец — инженер по профессии, настаивал чтобы сын пошел по его стопам и углубился в высшую математику, однако любовь к музыке одержала вверх, и Пьер поступил в консерваторию в Париже. Обучаясь у Оливье Мессиана (Olivier Messiaen), Рене Лейбовица (René Leibowitz) и других, Пьер определяет направление своего творческого пути.

После смерти
Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg), Пьер пишет некролог под названием «Шёнберг мёртв», при этом окончательно разочаровываясь в додекафонной технике. Композитор ищет что-то принципиально новое, создавая настолько радикальные произведения, что на фестивалях современной музыки слушатели не могут оценить по достоинству творчество Булеза.

Для композитора важна связь музыки со словом — как утверждает сам Пьер, слово означает для него «главным образом музыку».

Булез никогда не разрушал мелодического начала, его мелодии могут казаться причудливыми, странными, но все же — мелодичными. Ритмическая гибкость и полное отсутствие повторений придет им изящество и пластичность.

Пьер не использует палочку и дирижирует исключительно в демонстративно сдержанном, деловом стиле.

А кто из современных композиторов нравится вам?