Те, кто видел репортажи из Чечни, наверняка наблюдал весьма странный с точки зрения нечеченца ритуал. Нохчий толпой бегают по кругу все быстрее и что-то непрерывно нараспев кричат.
Со стороны непосвященного выглядит реально непонятно и крайне пугающе!
Что же это за странный танец такой или ритуал? Может боевой?
Рассказываю подробно.
Итак, ничего тут пугающего или военного нет. Ведь это особое моление - традиционный громкий зикр (джахри). Название его идет от арабского ذکر (зикар) — поминание имени Аллаха.
Зикр - особый ритуал коллективного моления Аллаху, что практикуют суфии. То есть, последователи особого мистического учения в исламе, к которому относится большинство современных чеченцев и ингушей.
Суть громкого зикра заключается в том, что люди словно молятся всем телом, бегая по кругу и нараспев повторяя шахаду - нет Бога кроме Аллаха (ла иллаха ил алла).
Считается, что в такой момент у шайтана (дьявола) нет ни единого шанса отвлечь человека от поклонения Богу. Ибо молящийся, впадая в некий транс, целиком сосредоточен на молитве. Короче, молится всем телом без остатка, полностью отвлекаясь от мирского. И, следовательно, лучше прославляя Аллаха.
Громкий зикр в таком виде принес чеченцам и ингушам, еще в 1860-е годы знаменитый суфийский духовный учитель Кунта-Хаджи Кишиев.
Считается, что Кунта-Хаджи, путешествуя по Османской империи, увидел круговые ритуальные движения турецких дервишей. И основал на них уже свое моление.
При этом далеко не все чеченцы практикуют именно громкий зикр - а только последователи суфийского тариката (религиозного братства) Кадырийя и (особенно) учения Кунта-Хаджи Кишиева.
Другие же, последователи тариката Накшбандийя предпочитают зикр тихий (хафи) - бессчётное повторение имени Аллаха про себя, сидя. Громкого зикра накшбандийцы не принимают, так как считают молитву делом исключительно внутренним, не подлежащим выставлению на показ.
Громкий зикр как обряд совершается в дни непростых событий, например, после похорон. Обычно по четвергам или воскресеньям. Для чеченцев он служит своего рода духовной перезарядкой, коллективным единением. Особенно в непростые дни политических событий.
Громкий зикр также различается у разных чеченских духовных братств (вирдов).
Где-то его могут совершать только мужчины, где-то и мужчины и женщины и даже дети. Кто по часовой стрелке бежит, кто против. С киванием головой или без оного. На головах у молящихся могут быть папахи с белой лентой или традиционные шапочки-пясы.
Некоторые вирды практикуют громкий зикр под музыку барабанов, бубнов или даже скрипок. Есть и вариант зикра, заключающийся в прыганье на месте. Также разнятся чеченский и ингушский зикр - у последних громкий зикр считается более медленным и плавным.
Громкий зикр может объединять до нескольких сот человек в несколько рядов одного круга. И длиться непрерывно хоть сутками - меняются лишь его участники, а круг все движется да движется без остановки. При этом руководит действом особый наставник-шейх (туркх) со специальной палочкой в руках.
Так последователи "классического" вирда кунтахаджинцев тариката Кадырийя, к которому относится Рамзан Кадыров, совершают громкий зикр в круге, без музыки, и только мужским составом. Одеты при этом участники (зикристы) в рубашки со стоячими воротниками и шапочки-пясы.
В чеченских частных домах обычно имеются особые помещения для совершения громкого зикра даже в холодное время года. При этом участники зикра могут быть столь разгорячены, что в комнате стоит пар...
В 1990-е громкий зикр люди совершали прямо в центре Грозного, у здания ныне несуществующего дворца Дудаева (Рескома). Но сейчас такой ритуал ушел чаще все же в особые для того предназначенные места. В комнаты или во дворы при домах.
Один из последних моментов именно массового громкого зикра отмечался в 2018-м году - во время знаменитых митингов протеста в ингушском Магасе.
Интересно, что хотя зикр считается священным ритуалом, ничего особо секретного в нем нет. И участники зикра охотно позволяют снимать весь процесс на фото и видео.
#чечня #чеченцы