Существуют несколько легенд, рассказывающие о происхождении Василиска. Но, несмотря на общую схожесть, каждая из этих легенд по-разному описывает это существо. Легенды о Василисках корнями уходят в глубокую античность.
Василиск упоминался еще в Древнем Египте. Египетская мифология упоминает это создание и даже считает, что данный змей действительно существовал, а может быть и существует поныне. Мифология Египта говорит о Василиске, как о царе змей. В древние времена Василиск считался священным змеем, и даже было замечено, что от его шипения все другие животные и змеи попросту расползаются и разбегаются.
Легенды гласят о том, что впервые Василиск был замечен в Киренаике. Согласно им, Василиск обладал длиной до 30 сантиметров, обладал характерным пятном на голове. Считалось, что по форме своей это пятно напоминает диадему – царский головной убор, который и причислял Василиска к королям сего мира. Помимо этого, египетская мифология указывает на то, что сам змей был желтого цвета, а на голове его были особые наросты, символизирующие рога.
Особенностью египетского Василиска считался и способ его передвижения. В отличие от других видов змей, Василиск не полз «волнами», а сгибался пополам в центре и пружинил вперед, делая характерные и молниеносные рывки. Что касается его магических способностей, то египтяне верили, что Василиск – это не просто ядовитый змей. Он убивал не только укусом, но и взглядом, и запахом из пасти. Кроме того, считалось, что яд василиска способен сжигать все вокруг.
Египтяне не просто верили в существование Василиска, они поклонялись ему и использовали его изображение, как символ, и называли змея Уреем. Считалось, что именно его изображение помещают на свои головные уборы египетские фараоны. Лучше всего это заметно на золотой маске Тутанхамона. Василиску поклонялись даже во времена Верхнего и Нижнего Египта.
В отличие от других мифологий, египтяне достаточно подробно описали процесс появления Василисков на свет. Согласно их трактовке, змеи рождались из яиц священной птицы ибиса, которая питалась яйцами змей. Впоследствии ибис порождал особое яйцо, которое вылезало из его рта. Есть даже легенда, что, несмотря на особое отношение к ибисам, египтяне часто разбивали их яйца, чтобы не допустить появления Василисков.
Есть упоминания Василиска и в греческой мифологии. Первыми из греков упомянули о Василиске Аристотель и «псевдо-Аристотель». Вполне возможно, что греки почерпнули свои знания у египтян.
В греческой мифологии есть момент, когда Гея и Тартар порождают Тифона – змееподобное существо, сила которого была безграничной. Тифон пленил Зевса, вырвав у него сухожилия, а все остальные олимпийцы и низшие божества бежали в Египет. Так что вполне вероятно, что именно в этот период времени греческая мифология пополнилась новым змееподобным существом. Да и это не удивительно, тем более, что греки куда более сносно относились к змеям. Тот же Тифон и Ехидна, да и большая часть титанов, обладали незаурядной змееподобной внешностью.
Греки куда более правдоподобно описали Василиска. Он появился из обезглавленного тела Медузы Горгоны, достигал размеров в 15 сантиметров и обладал все тем же характерным пятном на голове.
Кроме того, греки более реалистично смотрели на особенности змея. Нет ни единого упоминания о смертельном взгляде Василиска, хотя греки, как и египтяне, упоминают крайнюю степень ядовитости змея и его дыхания. У Гелиодора есть упоминание, в котором Василиск также убивает растения и траву, по которой ползет, но он отнес это к ядовитому дыханию.
Также у греков есть легенда, согласно которой отряд воинов однажды встретил Василиска. Змей убил их всех, но один из воинов все же сумел пронзить змея копьем. Василиск погиб, однако погиб и сам воин, ибо яд змея капнул на его копье. Воин случайно коснулся его и умер в страшных мучениях.
Истинными врагами Василиска являются ласки. Они убивают змея и уничтожают его потомство, если проникают к нему в нору. Но при этом гибнут и сами. Также встречается первое упоминание о том, что крик петуха является смертельным для короля змей, а также то, что из глаз Василиска можно изготавливать волшебные амулеты и зелья, и эти поверья очень часто использовались в средневековой алхимии.
Римская мифология практически полностью взяла историю о Василиске у греков. Однако римляне все же дополнили эту легенду некими подробностями, ставшими их личной особенностью. Василиск у римлян считался бессмертным. Единственный способ, которым его можно было победить – это заставить его посмотреть в зеркало. Второй способ они скопировали у греков и касался он крика петуха, который также считался смертельным для Василиска.
Василиск упоминается и в Библии, отождествлялся с Ехидной. В Библии змеи означали ядовитых гадов, но принято считать, что в этом источнике змеи, в том числе и Василиск, объясняются кобрами и гадюками. Однако полностью отождествлять их нельзя, ибо есть в Библии, по меньшей мере, 2 стиха, в которых аспиды, Ехидна, Василиск и другие змеи разделяются.
В Библии Василиск трактуется, как служитель бесов и дьявола, а яд его считается завистью, которую змей распространяет по всему миру. В Священном Писании змеи не являются такой уж редкостью, как в других древних источниках. Змей-искуситель упоминается еще во времена Адама и Евы и именно он стал причиной их изгнания из Эдемского сада. Впоследствии библейские змеи часто трактуются, как соблазны этого мира, а отвага – как способ противостояния этому соблазну. Однако Библия не предлагает никаких трактовок божественного происхождения Василиска и его особых возможностей.
Но есть в Библии и другие толкования Василиска, согласно которым, змей являлся падшим ангелом, искушающим людей. Такого Василиска принято изображать похожим на дракона, ибо он обладал гривой, а также «гребнем» и крыльями. Именно такой вид Василиска часто встречается на различных иконах в христианстве.
Упоминание о Василиске есть и у славянских племен, причем уходят они в далекие языческие времена и одновременно встречаются у многих народов, которые объединились в славян. Разница в подходе к толкованию Василисков у славян существует. У западных славян Василиск практически не отличается от европейского Василиска, в основе которого лежат греческие и римские легенды.
В корнях славянских легенд можно обнаружить множество легенд, в которых говорится, что Василиск рождался из яйца, снесенного черным петухом и высиженным жабой. В этих легендах Василиск уже куда более похож на ящерицу, ибо он обладал характерным ореолом и крыльями.
Можно предположить, что именно легенды о Василиске стали прообразом Змея Горыныча, который описывался практически также. Однако Горыныч, в славянской мифологии, имеет свое происхождение, так что можно трактовать это по-разному.
Славяне считали, что Василиск не являлся ужасным созданием. Не всегда он нес смерть и разруху. Василиск считался исполнителем желаний и существом, способным влиять на мысли и действия других людей. Есть легенда, что «высидеть» яйцо Василиска могла и обычная девушка. Для этого она должна была найти яйцо 7-летнего петуха и 6 недель проносить его под мышкой, не вынимая. Обычно таких Василисков использовали для приворота или для «устранения» соперниц. Выносить такое яйцо могла только девственница.
Чем дальше на Восток – тем сильнее изменялись представления людей о Василиске. Начиная с Центральной России и дальше, Василиск нередко представал в облике жабы и с головой петуха. При этом он был пернатым и обладал крыльями. А самое главное – различие в подходах к существам. Если европейцы привыкли уничтожать все необычное и нестандартное, то наши предки считали, что «подружиться» можно с любым существом. И даже сейчас, в современном мире, такой подход явно наблюдается в культуре наших народов.
Василиску было даже дано имя – Мякун. Легенда гласит, что Мяхун обладал телом ящерицы, головой петуха, обладал огромными размерами, когтями орла, драконьими крыльями и жабьей кожей. Иногда Мяхуну приписывалось наличие 8 лап. И вот Мяхун уже обладал невероятными нефритовыми глазами, взгляд в которые убивал все живое на земле.
Также разнится и способ происхождения такого Василиска. Легенда гласит, что породить такое существо мог только сильный колдун, который лишит курицу головы, проклянет обычное куриное яйцо и положит его под труп этой курицы. Действия сопровождались ритуалом, после которого Василиск появлялся на свет, съедал курицу и поклонялся колдуну, который и становился его повелителем.
Образ Василиска проследовал из глубинной мифологии и в средние века. На этот раз существо получило еще больше интересных подробностей. Происходил Василиск из яйца, которое снес старый петух, которое потом положили в навоз, где его высидела жаба. В средневековой Европе изменились и представления о внешности Василиска. Но тут уже куда больше заметно влияние славянской культуры. Теперь и в Европе Василиск представлялся существом, обладающим телом жабы, головой петуха, с хвостом змеи. Нередко такие Василиски обладали и крыльями, но официальная церковь жестоко карала любое инакомыслие, так что легенды о Василисках, хоть и были знаменитыми, но не получили широкого ходу.
Примерно в те же годы удалось найти заметки о столкновении Александра Македонского и Василиска. Эта история упоминается в «Римских Деяниях». Согласно легенде, Александр со своим войском встретил змея на стенах очередного замка (либо же на горе, вблизи замка). Змей начал выкашивать воинов Александра толпами, тогда великий полководец приказал сделать зеркало, в котором взгляд Василиска сработал против него самого.
Примерно в те же годы летучий змей появляется и в литовской мифологии. У них существо получило имя Айтварас. Наблюдаются как общие черты, так и различные. Яйцо для такого змея также сносил черный петух, который прожил в доме 7 лет. Но значение Айтварас сильно изменилось. Литовцы верили, что такой змей приносит хозяевам благосостояние. А вот соседи их – поляки, это же существо называли порождением дьявола.