Режиссер и сценарист - Владимир Мотыль. Признаюсь честно - во время просмотра фильма я понял, что первоисточник не читал. Стыдно, да. И даже как-то странно, потому что, в принципе, я прочел практически всю русскую классику. Но вот такой обломчик, да-с. С другой стороны - я очень рад, что не читал. Поскольку для меня и сюжет был сюрпризом, а значит - всё гораздо интереснее, нежели смотреть интерпретацию, заранее зная, чем всё закончится.
Коротко о сюжете для тех, кто не знает /впрочем, я уже выяснил, что сценарий фильма отличается от исходной пьесы; на мой взгляд - в лучшую сторону; в смысле - всё драматичнее/.
Нищие актеры Несчастливцев (Борис Плотников) и Счастливцев (Вячеслав Кириличев) сталкиваются в чистом поле. Несчастливцев направляется в имение к своей богатой возрастной тётушке (Людмила Целиковская), у которой не был уже много-много лет. Актер рассчитывает тётушку обаять - чтобы та написала на него завещание, ну и так чего подбросила.
У тётушки в имении, однако, пылают страсти. Сама мадам влюблена в великовозрастного гимназиста-недоросля Буланова (Станислав Садальский), которого поначалу представляет всем как потенциального жениха своей племянницы Аксюши (Елена Борзова), но потом тётеньку срывает с катушек, и она уже не прячет, так сказать, своих порывов. А Буланов, не будь дурак, подыгрывает мадам, полагая, что приберет к рукам всё имение.
Аксюша взаимно влюблена в Петра (Александр Соловьев), сына богатого купца, живущего по соседству. Однако отец (Михаил Пуговкин) не согласен женить сына на бесприданнице, а тётка жадничает и не даёт за племянницей денег.
Вот такой расклад. Естественно, это только начало, дальше всё развивается по нарастающей при активном участии Несчастливцева. Финал меня потряс. Я такого не ожидал.
О минусах. Сразу скажу - минусы не от меня, я их вычитал в одном обсуждении и решил, что стоит упомянуть.
Некто считает, что фильм распадается на отдельные сцены. Я такого не заметил. Есть претензии к сценарию. О сценарии я писал выше - мне интерпретация понравилось. Кое-кто полагает, что актеры в некоторых местах переигрывают. С этим я тоже не согласен - фильм снят в жанре трагифарса, некоторая театральность абсолютно уместна и оправдана. Полностью понятным это становится после финального монолога Несчастливцева.
Ну а мне лично фильм понравился очень. Рекомендую.
PS Фильм вышел на экраны только в 1987, но никакого идеологического запрета здесь нет. По словам режиссёра, проблема появилась из-за широкоформатной съемки - на момент производства картины это было еще модно, но вскоре технологию свернули, и к моменту выхода фильма показывать его было просто негде - почти не осталось специализированных проекторов.
Поэтому вышел в прокат "Лес" только в 1987 очень ограниченным тиражом - причем, на плёнке, переделанной в широкоэкранный формат. И говорят, что эта копия (широкоэкранная) была всего одна.
PPS Композитор - Александр Журбин