Что такое легкий, средний или тяжелый носитель- официально вам не скажет никто. В космической науке, инженеры-ракетчики старательно избегают деления ракет на классы, что понятно, ведь любой носитель создается в первую очередь под решение конкретных задач и именно эти задачи определяют характеристики грузоподъемности на различные орбиты.
В России принято считать, что сверхлегкие ракеты выводят на орбиту до 500 кг, а легкий класс закрывает окно грузоподъемности до 5 тонн. Впрочем, NASA относится к этому иначе и определяет границы полезной нагрузки легких носителей в 2 тонны на НОО.
Достаточно продолжительный срок в истории космонавтики такие ракеты не пользовались спросом у ведущих держав. Связано это с тем, что полезной нагрузки для них не было, да и державы не особенно экономили бюджет космических программ.
Уже на рубеже 2000-х годов, электронные компоненты пережили стремительную эволюцию, что позволило сделать космические аппараты легче и увеличить их функционал.
Мы в Telegram
Миниатюризация космических аппаратов сделала избыточными мощности ракет среднего и тяжелого класса.
В нашей стране, первой полноценной ракетой, задуманной как носитель легкого класса- стал ракетный комплекс Ангара, а именно версия ракеты Ангара 1.2, способной выводить на НОО до 3 тонн. Аналогом этого носителя можно считать ракету Союз-2.1.в, использующую двигатели советской лунной программы НК-33.
Из частных инициатив можно отметить ракету Крыло-СВ, создаваемую под крылом ФПИ, а также многоразовую ракету Stalker от Success Rocekts.
При этом, надо отметить, что "государственные" решения в лице Союз 2.1.в и Ангара 1.2. во многом не соответствуют рынку, т.к. изначально создавались для решения узкоспециализированных и часто военных задач.
Крыло-СВ в этом плане носитель другого поколения. Его создавали исключительно в угоду экономики, однако и здесь есть ряд вопросов. В первую очередь, сама компоновка горизонтального спасения ступени имеет ряд недостатков. В ступень помимо ракетного двигателя потребуется впихнуть еще и турбореактивный движок от самолета, баки для керосина, шасси и крыло. Это сложно, да и серьезно утяжеляет ступень.
По крайне мере, когда Локихид на основе выкупленной из СССР документации создал демонстратор. Результаты компанию разочаровали, больше о космических ракетах с крыльями на Западе никто не вспоминал.
Что касается орбитальной ракеты от Success Rockets, то это уже более рациональный проект.
Во-первых, ракета проектируется по уже проверенной и можно сказать классической схеме 9 к 1, когда двигатели первой и второй ступени унифицированы.
Во-вторых, ракета с полезной нагрузкой до 1 тонны четно вписывается в реалии рынка запусков до 2030-года.
Мы в Telegram
А в третьих, компания рассматривает ракетостроение лишь как одно из направлений, попутно проектируя спутниковые группировки ДЗЗ и связи, т.е. по сути формирует под собственные же ракеты собственный рынок.
Подведем итоги. Сегодня в России имеется много ракет, но все они по разным причинам находятся вне рынка.
Чтобы это исправить, надо создавать носители, которые будут пользоваться спросом и кто первый сумеет это сделать, тот и будет молодцом.