Апельсиновый рейтинг студийных альбомов легендарной свердловско-петербургской группы #Nautilus Pompilius открывает новую серию обзоров-рейтингов. Он выходит в день 25-летия последнего концерта группы в Москве.
Ранее были опубликованы:
- Фиолетовый рейтинг Deep Purple
- Алый рейтинг альбомов Iron Maiden
- Синий рейтинг группы Сплин
- Черный рейтинг альбомов Tiamat, и
- Кровавый рейтинг Exodus.
Как и в большинстве упомянутых выше, предлагаемый сегодня вниманию читателей и подписчиков РОКЛЯ #рейтинг десяти студийных альбомов этой группы составлен в убывающем порядке, и разбит на три последовательные части: тройка шедевров, тройка сильнейших альбомов, и четыре альбома спорных (посредственных).
Приводя обложки альбомов, я решил не руководствоваться единым правилом, и поэтому после названия альбомов встречаются оформления релизов, выходивших в разное время.
1. Чужая земля (1992)
Рейтинг открывает самый яркий и мощный #студийный альбом группы. На нем Nautilus Pompilius, спустя менее чем десятилетие после основания группы, выступили уверенными первопроходцами русскоязычного #grunge, представив прекрасно аранжированный материал, гармонично сочетающий в себе жесткий гитарный рок и легкие клавишно-акустические пассажи.
Ранее альбому был посвящен обзор "Прощай, Чужая Земля".
2. Человек без имени (1989)
Вне всякого сомнения, это самый личностный и недооцененный альбом группы, на котором коллектив, находясь в весьма неопределенном состоянии, смог записать крайне интересную пластинку, став, опять таки, первопроходцами - на этот раз русскоязычного русскоязычного #indie.
Ранее альбому был посвящен обзор "Пытка взросления".
3. Яблокитай (1997)
Тройку шедевров завершает последняя студийная работа коллектива. На этот раз Наутилус стали первопроходцами русскоязычного, камерно-психоделического #brit pop - и снова сделали это уверенно, интересно и ярко.
Ранее альбому был посвящен обзор "Апельсиновый год (часть 1)".
4. Князь тишины (1988)
"Князь тишины" открывает тройку сильнейших альбомов группы. В альбоме встретились как перезаписанные старые, так и записанные впервые новые песни, которые вместе составили один из лучших альбомов русскоязычного #new wave.
В опубликованных ранее обзорах уже упоминалось, что "Князь тишины" в моем восприятии стоит в одном ряду с такими шедеврами русскоязычного new wave, как "Я получил эту роль" (1988) ДДТ и "Сделано в Париже" (1989) Центра (которые, кстати, построены по тому же принципу включения песен разных периодов).
Именно благодаря выпуску на виниле в 1989, почти все песни с альбома - "Скованные одной цепью", "Князь тишины", "Взгляд с экрана", "Я хочу быть с тобой", "Прощальное письмо" - стали всенародно любимыми хитами.
5. Переезд (1983)
Немногие поклонники группы хорошо знакомы с интереснейшим дебютником группы, в котором юношеская наивность материала и неровность его записи компенсируются вдохновением и творческим порывом.
Альбом, составленный из записей 1982-1983, остается явно незаслуженно забытым в тени последующих гигантов, тогда как минимум половина песен с него - "Музыка", "После и снова", "Летучий фрегат", "Ястребиная свадьба", "Пессимистия" - являются маленькими шедеврами группы с большим будущим.
Ранее альбом упоминался в обзоре "Дебютник".
6. Титаник (1994)
Компактный, минималистично-поисковый альбом, в котором чувствуется полет вдохновения, закрывает тройку сильнейших альбомов группы. В свое время альбом обозначил начало второго подъема популярности группы, и воссоединения троих, из пяти, участников ее классического состава.
Мои фавориты: "Титаник", "Воздух", "Зверь".
7. Крылья (1995)
"Крылья" открывает блок спорных альбомов, предлагая нам затянутое и разбалансированное музыкальное пространство, в котором шедевры соседствуют с просто сильными, и совсем посредственными песнями, аранжировки неуверенно "шарахаются", а тексты неопределенны и маловыразительны.
Мои фавориты: "Золотое пятно", "Кто еще...", "Клетка", "Жажда", "Одинокая птица".
8. Разлука (1986)
Альбом с почти культовым статусом, которому отчаянно не хватает уверенности аранжировок. Лучшее с него, все же, было перезаписано для "Князя тишины", а в "сухом остатке" остается лишь ново-волновая, стильная "Эта музыка будет вечной".
9. Невидимка (1985)
Скорее, любопытный артефакт, больше похожий на эксперимент, чем альбом, этакий "последний подростковый крик", записанный сразу после окончания основателями группы института.
На альбоме можно заметить зачатки будущего индивидуального почерка в виде "Прощального письма" и "Князя тишины", перезаписанных в 1988 для культового винила, но остальной материал, скорее всего, интересен лишь самым отчаянным поклонникам.
10. Наугад (1990)
"Наугад" выступает в Апельсиновым рейтинге настоящим аутсайдером, самым неудачным альбомом группы, лишенным стержня контролируемости и управляемости.
В нем можно выделить только "Отход на Север", и, возможно, "Черные птицы". Остальные песни или слишком наивны в аранжировках, или представляют собой неудачные версии старых песен (хотя, "Тихие игры" и "Бриллиантовые дороги" весьма неплохи). Наутилус 1980-х окончательно ушел, Наутилус 1990-х только появился...
вне рейтинга: Атлантида (1997)
О достоинствах этого посмертного для группы сборника ранее уже говорилось в обзоре "Апельсиновый год (часть 2)".
Несмотря на сопровождавшую всю историю группы хроническую творческую и кадровую нестабильность, Nautilus Pompilius опередили целый ряд своих коллег, и показали в творческом плане столь многое, что это еще предстоит оценить...