Предлагаю поговорить о нравственности и морали.
Мне сразу вспоминается теория нравственного развития Л.Кольберга. В его научном изыскании испытуемые рассматривали пример с репрезентативной дилеммой. Мужчина хочет помочь своей умирающей жене. Фармацевт, который поставляет препартат, отказался от оплаты частями. Что делать мужчине в такой ситуации? Украсть лекарство и нарушить закон или же бросить жену в беде, но остаться законопослушным гражданином? По каким причинам он должен совершить тот или иной выбор?
В результате учёный структурировал 6 этапов и 3 уровня нравственной зрелости. Самое интересное, что не каждый человек может пройти все уровни, кое кто застревает на втором уровне развития морали «Авторитет и мораль». А также по теории Кольберга этапы морального развития не всегда связаны с возрастом. Вот все 3 уровня, которые включают в себя по 2 этапа.
Уровень 1. Преконвенциональная мораль.
Преконвенциональный уровень означает, что моральные стандарты ещё не сформированы, и ребенок ориентируется на показатель собственной «хорошести» в глазах родителей.
Этап 1. Ориентация на наказание и послушание.
Этап 2. Наивная гедонистическая и инструментальная ориентация.
Уровень 2.
Условный уровень: мораль общепринятых правил и соответствие им.
Под конвенцией (т.е. вторым этапом развития) Кольберга в данном случае понимает слепое принятие индивидом стандартов своей семьи,социальных правил
Этап 3. Мораль «хорошего мальчика».
Этап 4. Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок.
Уровень 3. Постконвенциональный уровень: Мораль собственных моральных принципов.
В этом постконвенциональном уровне человек формирует собственные моральные принципы и идеалы, и, что важно, образуется гибкость в суждениях.
Этап 5. Соглашения между людьми, личные права, демократически принятые законы.
Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.
Люди, достигшие же максимального уровня нравственного развития уже не способны спуститься на ступеньку ниже в любых условиях.
Подведём итоги:
На 1 уровне человек действует, основываясь на страхе наказания и своих выгодах. На 2 уровне он принимает общественные правила и действует, стараясь показаться хорошим в глазах окружающих. На 3 этапе появляется гибкость, формируется собственная мораль, регулирующая поведение.
Задумалась о том, что, действительно, многие люди застряли на втором уровне — мораль общепринятых правил. Выходит что-то вроде «слепо доверять судьбе». «Мне сказали — я сделал, я молодец». Для меня это о снятии ответственности с себя. Именно на 3 уровне человек берет жизнь в свои руки и начинает действовать. Значимо то, что развитие морали связано с познавательными способностями человека. То есть глупый или необразованный человек не может достичь 3 уровня нравственного развития. Получается, более образованный и развитый индивид более независим и зрел с точки зрения морали. Это важный вывод.
По итогам поста видна цель морального развития — прийти к своей индивидуальности, в том числе в вопросах моральных суждений. Радует, что однажды, достигнув третьего уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения. Жаль что таких не много в нашем обществе. Что же касается достигших 3 этапа, то это люди «над толпой»-Толстой, Солженицын и т.д. Они чаще всего бывают не поняты современниками, а в недемократических обществах часто гонимы. Теория Кольберга натолкнула меня на идею того, что мораль более присуща в тот момент, когда мы делаем какой-то выбор.
А на каком этапе вы?