После блокировки и запрета популярных социальных сетей предпринимателям приходится оперативно перестраивать свои рекламные стратегии в интернете. Для многих представителей малого и среднего бизнеса Инстаграм* был главной площадкой продвижения, и они лишились масштабного канала продаж и взаимодействия с аудиторией. Где теперь искать клиентов, как наладить альтернативные интернет-площадки, и где все мы будем теперь «залипать»? Этим вопросам была посвящена очередная встреча Алтайского бизнес-сообщества, на которой собрались около 50 предпринимателей: владельцы магазинов, салонов, агентств, студий, мастерских и клиник из сферы строительства, медицины, общепита, производства и ритейла.
Три спикера — совладелец интернет-агентства Adelfo Studio Анна Пономарева, совладелец агентства интернет-маркетинга NEW LEVEL Евгений Пермин и руководитель компании VT Digital Владислав Тимофеев — рассказали о том, куда следует направить усилия и бюджеты, и какие на сегодняшний день существуют рекламные инструменты в сети.
Что происходит
Не смотря на то, что запрещенные площадки по-прежнему работают, предприниматели лишены главного инструмента – таргетинга. Продвигать аккаунт с помощью рекламы противозаконно, что практически полностью ограничивает возможности развития площадки и оперативного бизнес-контакта с аудиторией. «Инструментов маркетинга всегда было огромное количество, но мы все погрузились в Инсту*, потому что это было просто, легко, и все там залипали», — считает Анна Пономарева.
Спикер отметила заметный прирост аудитории ВК и Одноклассников, которые, вероятно, обретут в ближайшее время второе дыхание. Участники встречи посетовали на то, что бизнес-то в ВК перешел, а пользователи еще нет. Действительно, не смотря на увеличение числа аккаунтов, ВК пока демонстрирует невысокие показатели эффективности постов и рекламных объявлений, проще говоря – не дает охвата. Евгений Пермин порекомендовал немного подождать: «Контакт» оживет, нужно время, чтобы появился хороший контент — за ним подтянется аудитория. Мы видим, как люди, которые не были там пять лет, начинают размещать посты. Можно уже сейчас продвигать в ВК услуги, через бесплатные первые шаги налаживать контакт с аудиторией, которая сегодня в Барнауле составляет 440 тысяч человек». Инструментарий в ВК закрывает все рекламные потребности, но народ еще туда не перешел и конверсии не будет. Поэтому спикеры посоветовали не торопиться: можно деньги просто «слить» и не получить ничего. Высвободившиеся рекламные бюджеты лучше направить на контекстную рекламу в Яндекс-директ.
Что делать
Все три спикера были едины в одном: пришло время вернуться к сайтам. «Несколько лет назад мы сделали качественную поисковую оптимизацию своего портала, и сейчас мне не страшно никакое отключение рекламы. Если я хочу усилить какое-то направление, я запускаю Яндекс-директ. Если с количеством клиентов все нормально, отключаю рекламу, — поделилась опытом Анна Пономарева. – Сейчас вам надо обязательно внимательно посмотреть на свои сайты и понять, что там можно сделать — обновить контент, актуализировать информацию, провести поисковую оптимизацию». Предпринимателям необходимо проанализировать, куда ведет вся их реклама, потому что в любом случае конечная станция – это лендинг, посадочная страница или сайт. Их не обязательно переделывать, достаточно привести в «чувство». И что особенно важно — все они находятся на российских серверах и могут спокойно работать, не опасаясь блокировок.
Еще один полезный ресурс – отзовики. Анна посоветовала пройтись по всем известным сервисам: посмотреть отзывы на собственные компании, «причесать» их, «чтобы люди могли вас находить». Среди новых (а точнее хорошо забытых старых) спикер назвала интернет-сервис «Авито». «Мы начали тестировать эту площадку, и народ к нам пошел. Для нас, как технологического партнера Ozon, актуальна вся территория России, поэтому мы давали объявление на каждый регион, а также с разными месседжами: «выведу на Ozon» или «обучение на Ozon». Всегда нужно пробовать разные потребности людей».
С аудиторией можно работать и с помощью контентного маркетинга: использовать сервис журналистских запросов Pressfeed, соцсеть для ньюсмейкеров Deadline.Media, также Яндекс.Кью. Все эти площадки позволяют представить компанию и ее сотрудников как профессионалов, способных дать квалифицированный совет по теме. Такие сервисы погружают бизнесменов в качественный информационный контент, но вместе с тем требуют затрат — усилий и времени, чтобы составить полноценный ответ на журналистский или пользовательский запрос.
Особая история – маркетплейсы. Они и до кризиса были одним из ключевых каналов взаимодействия покупателей и продавцов, где каждая карточка товара является мини-сайтом с потребительской информацией, отзывами, обратной связью. Евгений Пермин поделился собственным успешным опытом продвижения на Wildberries. Суть метода – объединить возможности маркетплейса и блогеров. «Чтобы выйти на первые позиции в выдаче Wildberries, необходимы не только хорошие отзывы и оценки, нужны еще высокие финансовые показатели карточки, то есть продажи конкретного товара. Мы свою продукцию (инновационные гаджеты для дома) решили продвигать через блогеров. Они приобретают товар Wildberries, а затем рассказывают о нем подписчикам. В результате мы имеем хорошие отзывы от лидеров мнений, за ними идет аудитория, и таким образом мы получаем органический трафик. Это схема особенно хорошо работает сейчас, когда в Инсте* стоимость рекламы у блогеров существенно снизилась, а охваты сократились не так сильно».
«Сегодня ситуация такова, что надо посмотреть все возможные каналы рекламы и попробовать там запуститься», — резюмировала Анна Пономарева.
Что будет
Участники встречи возразили, что невозможно освоить все – на это не хватит никаких ресурсов. Но тут, по мнению экспертов, не нужно стремиться объять необъятное, достаточно изучить возможности, найти каналы связи с потребителями, из которых потом собрать устойчивую и эффективную рекламную систему. Владислав Тимофеев привел в пример опыт клиентов своей компании: «Те, кто вел соцсети, гнали трафик на сайт, постоянно работали со своими сайтами, то есть те, кто комплексно занимался своим маркетингом, использовал и SEO, и директ, и таргетинг, и контент — такие клиенты пострадали меньше всего». Тут уместно вспомнить старую русскую поговорку – не кладите все яйца в одну корзину, рискованно. С Инстой* произошло именно так: для малого и среднего бизнеса она стала единственной — и корпоративным сайтом, и магазином, и чатом, и блогом – всем. Теперь пришло время пересмотреть свои стратегии и воспользоваться разными «корзинами».
Что еще рассказали спикеры
В ВК и Одноклассниках наращивайте новую аудиторию, не перетягивайте ее из Инсты*, продолжайте общаться с любимой сетью как пользователи, ведь никто не знает, что будет завтра, возможно, все «разблочат».
Попробуйте рассылки по чатам в Телеграм. Выбирайте целевую аудиторию, вступайте в сообщества, подписываетесь, общайтесь, рассказывайте о себе.
Многие сейчас делают сайты на конструкторах. Это хороший доступный инструмент, с помощью которого можно решить множество задач. Единственный минус – весь ваш сайт лежит на серверах владельцев конструкторов и им принадлежит. Существует риск, если владелец конструктора – иностранная компания и может уйти с нашего рынка, забрав с собой и ваш сайт. Так что лучше выбирайте российское.
Объединение в кризис
Маргарит Агекян, руководитель Алтайского бизнес-сообщества:
— Сегодня перед нашим сообществом стоит задача объединить бизнесменов, дать им возможность совместно обсудить проблемы, усилить друг друга в решении вопросов, которые «накидывает» кардинально меняющийся рынок.
Наряду с такими глобальными вопросами, как инвестирование или высвободившиеся ниши, бизнес ощутил пропажу одного из своих самых регулярных и комфортных инструментов продвижения. Уход Инсты* — это удар не только по блогерам и пользователям, это вызов для бизнеса. Мы должны вовремя среагировать на такие новости, собраться, обсудить, узнать, что думают специалисты. Наши эксперты по digital-маркетингу дали нам майндмэп (карта мышления — прим. ред.) с инструментами продвижения и поделились своим профессиональным опытом.
*социальная сеть, принадлежит организации, признанной экстремистской и запрещенной на территории Российской Федерации.