В.П. Астафьев раскрывает вопрос о том, насколько дорога людям память о малой родине.
Писатель вспоминает о селе Овсянка, где он родился, о том, какие знаменитости вышли из этого края. Ему хочется, чтобы село оставило о себе память. Он любил «повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села».
Чтобы показать, насколько дорога ему малая родина, писатель предлагает читателю свои тревожные мысли о «безвозвратно утерянном». Ему хочется, чтобы его село оставило о себе память, хотя исторических данных о нем почти нет. Он считает, что редкие люди глубоко помнят свою родословную. Рассказывая о современном состоянии Овсянки, В. Астафьев делает обобщенный вывод о том, что нынешнее поколение интересует только нажива. Связь с деревней сохраняется в основном только в виде дачных участков. Природа милого сердцу писателя края тоже вырождается.
Воспоминания о малой родине, описание ее нынешнего состояния и стремление В. Астафьева оставить более глубокую память о малой родине связаны и дают ответ на поставленный им вопрос.
Авторская позиция выражена в последнем предложении. В. Астафьеву не безразлично, канет ли в Лету его село. Читателю понятно, что эта мысль о том, чтобы память о селе сохранилась, тревожит его. В тексте чувствуется авторская «щемящая тоска о чём-то безвозвратно утерянном».
Память о малой родине дорога и конкретному человеку, но и многим, кто каким-либо образом связан с родными краями. Сохранить сведения о своей малой родине стараются старожилы, местные музеи, краеведы, школьники. Многие люди составляют родословную своей семьи. Помогают сохранению памяти о малой родине местные газеты, которые публикуют воспоминания о старожилах, проживавших в той или иной местности. Многие жители с особым старанием сами собирают сведения и с такой любовью вспоминают о своих деревнях. Они так не хотят, чтобы никто ничего не знал об их малой родине. Очень важно, чтобы не рушились нити между прошлым и будущим именно на местном уровне – в глубинке, потому что память о малой родине, о своих корнях, дедах и прадедах священна.
Итак, память о разнообразных событиях, о людях, о реликвиях прошлого и т.д. на муниципальном уровне дорога людям и важна в целом для страны. Уверена, что каждому жителю хочется, чтобы память об их малой родине осталась и передавалась бы новым поколениям.
ТЕКСТ
Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома. В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.
Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.
Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?
В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал. Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку. Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.
Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. А рядом — редкостной красоты куст саранки. Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,— сказала мне уже древняя наша соседка.
И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.
Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.
Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.
Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь? (По В. Астафьеву)
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки