Найти тему
Читаю понемногу

Астрид Линдгрен и её книга, которая изменила систему воспитания детей

Астрид Линдгрен считала, что если ребёнка не обижать, он никогда не станет злодеем. Не уверена, что я с ней согласна, но мысль очень красивая.

Продолжаю понемногу разбираю свою книжную полку, как и планировала. В процессе, обнаружила маленькую книжицу Астрид Линдгрен «Нет насилию!». Это речь писательницы, которую она торжественно провозгласила в 1978 году на вручении премии мира в Германии.

Вот она, эта книга
Вот она, эта книга

Попала эта книга ко мне удивительным образом. Я узнала об её существовании, когда увидела в каком-то обзоре и, конечно, захотела ознакомиться. В ближайшей библиотеке на нашла, а незнакомые книги я не покупаю. Поэтому прочитала речь онлайн, но не прониклась.

А потом через пару дней проходила мимо одной из полок буккроссинга и увидела эту самую книгу. Маленькая, тоненькая, с симпатичной обложкой. Ну как такую не взять? Прочитала речь на бумаге с оформлением и комментариям. И прониклась.

И оформлена книга красиво, с фотографиями
И оформлена книга красиво, с фотографиями

Честно говорят, я не люблю Линдгрен. Возможно, потому что слишком мало её читала. Но в детстве мне ужасно не понравился Карлсон, очень уж неприятно было, что он бедному Малышу спокойную жизнь разрушил и кучу неприятностей доставил. И Пеппи Длинныйчулок восторгов у меня не вызывала, я ей не верила и подозревала, что она друзей использует и слишком уж выпендривается.

Сказка "Крошка Нильс Карлсон" мне, скорее, нравилось. Но то, что у Линдгрен дети вечно брошенные, несчастные и вынуждены окружать себя воображаемыми друзьями, мне казалось странным и неправильным, этот её мир одиноких детей с придурковатыми, несуществующими приятелями мне не нравился. Так что остальные её произведения прошли мимо меня, и вряд ли прочтение их сейчас спасёт ситуацию. Всё-таки детскую классику нужно читать в детстве.

В советском мультфильме Карлсон чуть адекватнее и милее, чем в книге.
В советском мультфильме Карлсон чуть адекватнее и милее, чем в книге.

Но вот речь Линдгрен — это книга для взрослых. И стихи у неё тоже далеко не детские.  Она говорит, что в мире всё так плохо, потому что люди злые. И предлагает попробовать стать добрее самому, не ожидая, пока подобреют остальные. Мол, любите детей, будьте к ним ласковее, внимательнее и стараться убедить, что насилие — это зло и его нельзя использовать. И, возможно, тогда в мире воцарит счастье и гармония.

Речь очень проникновенная, но утопичная. Почти пятьдесят лет прошло, а, в целом, в обществе ничего не изменилось. Все бьют друг друг, не всегда физически, не всегда своими руками, но бьют. Даже те, у кого было нормальное благополучное детство и которые вроде бы знают, что брошенный в соседа камень - это зло, вынуждены включиться в общую драку, чтобы выжить. Ведь это страшно выйти из семьи, где насилие не практикуют, в большой мир, где насилие всегда в тренде.

Да, законы в некоторых странах запрещают наказания и строгости и к детям, и вообще. В том числе это и заслуга Линдгрен и её речи. Но ведь, чтобы обидеть, сломать и разрушить, вовсе не обязательно ударять.

Вероятно, у человека природа такая, что он ненавидит всех вокруг и всегда должен быть в борьбе. Надо, конечно, бороться с собой, искоренять гнев, возлюбить ближнего, тянуться к свету.

Все умные и просвещенные всех эпох это говорят, и заповеди во всех религиях велят: не делайте друг друг зла, будьте добрее, не отвечайте на обиды. Но это сложно, и мы не будем так делать ещё пару столетий.

Хотя процесс гуманистичности идёт: еды стало больше, причин для драк меньше, больше времени заниматься детьми и думать, как их воспитывать. Мы добреем, учимся сопереживать ближним и сдерживать агрессию. Только процесс очень медленный. Возможно, мы не успеем стать хорошими до того, как уничтожим планету. Но а вдруг...

Из стихотворения Линдгрен "Будь я богом..." (1973 г.)
Из стихотворения Линдгрен "Будь я богом..." (1973 г.)

В общем, не люблю я Линдгрен, она всегда заставляет думать о грустном и переживать о том, что мир живёт какой-то странной, малологичной жизнью. Таких людей, как она принято сжигать и распинать, чтобы не смущали умы. Хотя то, что мы их стали слушать — это уже хороший знак, что всё не безнадёжно.

И остальные сказки Астрид Линдгрен я всё-таки почитаю. А книгу оставлю на полке, не зря же она ко мне пришла.