Найти тему
Хакнем

Забытые уроки финской войны

Оглавление

Утром 30 ноября 1939 года без объявления войны советские войска пересекли границу Финляндии.

Вот лишнее подтверждение того, что всё нужно делать вовремя.

Вот нет, чтобы в период с 09.10.1918 по 17.06.1919, когда “демократическая“ Финляндия была королевством без короля. Поскольку шурин императора Вильгельма, побыв королем Финляндии один месяц, от этой чести отказался, а других желающих не нашлось.

Или в период первой (1918-1920) или второй (1921-1922) советско-финских войн, в которых Финляндия была агрессором.

Или когда в Финляндии существовало вполне себе прогерманское фашистское движение Лапуа (1929-1932). У которого ещё и эмблемой был мужик, едущий на медведе. Движение прекратило своё существование после попытки устроить “пивной путч”. Это, конечно, было принципиальной ошибкой.
Финны, пиво и разум в одной точке не помещаются. После того, как “путчистов” (см. Фильм “За спичками”) жёны растащили по домам, лидер движения Лапуа,
Вихтори Косола продолжил бороться с пивом и через полгода пал в неравной борьбе.

Борьба с помещиками и капиталистами, закабалившими финский народ, к 1939 тоже перестала быть актуальной.

С 1922 года в стране действовал закон Каллио (Lex Kallio). Закон предусматривал экспроприацию земельной собственности превышающей 200 га в южной и центральной части Финляндии, и 400 га в северной.
Освободившаяся земля и та, которая принадлежала государству, передавалась в аренду с правом выкупа всем желающим из расчета: 20 га пашни + 20 га леса на юге и в центре либо 75 га леса на севере. Земля предоставлялась арендатору с условием, что в течение трёх лет он построит на ней жильё.

Народу в Финляндии жило мало ( около 3 млн.), а земли было много (340 тыс. кв. км).

Нет, конечно, белыми и пушистыми финны не были. Идеи о Великой Финляндии от Двины (северной Двины в России) до Двины ( западной Двины в Латвии) широко обсуждались в среде финской академический общественности. Конечно, тон статей в финской прессе был откровенно враждебным к СССР.

"Ни в одной стране пресса не ведёт так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведётся такая открытая пропаганда о нападении на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии»

/ из беседы с посланником Финляндии в СССР Юрьё-Коскиненом главы НКИД М. Литвинов в 1935/

... враг России должен быть всегда другом Финляндии..

/ Президент Финляндии П. Э. Свинхувуд в 1937 году в Берлине/

Но всё это были только слова. После выборов в 1937 году Свинхувуд перестал быть президентом. А прогерманская партия получила только 4% голосов (вместо 8% на предыдущих выборах).

Финляндия под воздействием демократии неизбежно становилась всё более социалистической. Почти 40% мест в парламенте принадлежали социал демократической партии.

При этом практическая польза Финляндии, как потенциального союзника в войне с СССР, была ничтожна. Слаборазвитые дорожные сети, особенности ландшафта делали невозможным переброску через её территорию сколько-нибудь крупных войсковых соединений, ещё более сомнительным представлялась возможность снабжения таких соединений. Лучше других это понимали военные. Как иностранные ( Германия определила Финляндию в сферу влияния СССР, Франция и Англия не помогали во время конфликта), так и свои собственные.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда “партия мира”, настаивающая на компромиссе и уступках СССР, была представлена военными во главе с маршалом Маннергеймом. Им противостояли гражданские политики твердо уверенные в том, что СССР не готов к войне, не посмеет её начать, а если и начнёт то “заграница нам поможет”, поэтому никаких компромиссов и уступок. А Маннергейм, вообще, швед.

И вот 26 ноября 1939 в «Правде» появилась статья «Шут гороховый на посту премьера», которая стала сигналом к началу антифинской пропагандистской кампании.

В тот же день случился артобстрел советской территории. Дали финны повод или СССР создал его сам, науке неизвестно. Важно лишь то, что повод был.

И уже через четыре дня началась, нет не война. Начался финский поход Красной Армии. Так это именовали официально. Правда, надо отдать должное тогдашним правителям, за использование слова “война” никто не пострадал.

"Мы идём в Финляндию не как завоеватели, а как друзья и освободители финского народа от гнёта помещиков и капиталистов. Мы идём не против финского народа, а против правительства Каяндера—Эркно, угнетающего финский народ и спровоцировавшего войну с СССР."

/Из приказа по войскам ЛенВО от 29 ноября.1939, подписанном Мерецковым и Ждановым./

Советская армия вошла в Финляндию бороться с помещиками, которых не было. Освобождать народ, который об освобождении не просил. Имея целью: не допустить появления рядом с Ленинградом иностранных войск (как позднее выяснилось немецких).
При этом Германия однозначно заявила финнам, что не будет вмешиваться в их конфликт с СССР.

С первых дней противники именовались: бело-финским бандитами. Но вот проблема, в рядах финской армии сражалось немало коммунистов.

Как и почему армия имеющая 80-ти (не 8-10, а именно 80-ти) кратное превосходство в танках и 10 кратное в авиации не справилась с поставленной задачей.

Может быть всё дело в “линии Маннергейма”?
Даже не вдаваясь в подробный анализ военных качеств этой линии, должен заметить: её протяженность 135 км, а протяженность сухопутной границы СССР/ Финляндии – 1090 км . Наступление велось на всём протяжении границы. Продвижение на большинстве направлений было меньше, чем на Карельском перешейке. И самые большие потери Красная Армия понесла там, где никаких “линий” не было.

Так разгром при Су́омуссалми (фин. Suomussalmi) , 163-ей и 44-ой стрелковых дивизий, 3-его полка НКВД и частей усиления 47-го стрелкового корпуса (всего 30 тыс.чел.) дал более 12 тысяч безвозвратных и санитарных потерь. Было утеряно практически всё тяжёлое вооружение. Это при том, что финнов было на треть меньше (18 тыс.). А продвижение 44-ой дивизии, вообще было блокировано силами двух финских батальонов.

Впрочем, самая ужасная судьба была у бойцов 18-й стр. дивизии и 34-й танковой бригады, попавших в окружение в Южном Леметти из 15 тыс. личного состава, вышли из окружения 1237 бойцов. Из них половина раненые и обмороженные.

На это окружение приходится более 10% всех потерь Красной армии в этой войне. А если к этому добавить, что окружали их всего 11 тысяч финнов, не имеющих артиллерии и танков?

Как плохо вооруженная, не имеющая боевого опыта армия, которая по мнению Маннергейма могла продержаться не более пары недель, смогла остаться боеспособной на протяжении более ста дней? Как она смогла нанести совершенно неприемлемый для СССР урон? Как она смогла отстоять независимость страны?

Сами финны говорят о “духе зимней войны”, который обеспечил единство финского народа и готовность огромного числа граждан реально жертвовать всем во имя победы народа.

Советско-финская война 1939-1940 , фото из открытых источников
Советско-финская война 1939-1940 , фото из открытых источников

Начав войну с финским государством, СССР получил войну с финским народом. А победить народ, не уничтожив его практически, невозможно.

Понимание этого и нежелание уничтожать целую нацию, привело к отказу советского руководства от продолжения войны до “победного конца”. А в перспективе, как к отказу от присоединения к СССР новых территорий вместе с населением, так и к пересмотру военной идеологии.

Для понимания причин, почему война против государства становится войной против народа, нужно обратиться к социологии. Но дело в том, что работы по социологии войны, если и существуют, то отсутствуют в свободном доступе. Поэтому попробую дать своё понимание процесса, как я его вижу.

• Война — это насильственный перенос действия одного или нескольких источников власти ( летального насилия, экономики, политики и идеологии), существующих на территории одного государства на территорию другого.

• В сословных обществах это означает появление серьёзных, возможно, смертельных проблем у небольшой группы.

• В обществах, где люди могут без ограничений становиться акторами из источников власти , внешняя угроза становится угрозой для неопределенно большого числа членов общества.

• Определение степени и уровня угрозы возможно только из заявлений нападающей стороны с учётом уровня доверия к этой стороне.

• Если доверие отсутствует, то угроза будет восприниматься как максимальная. Перед такой угрозой всё общество (если оно достаточно несословно) выступит единым фронтом.
Простыми словами: врать глупо и мелко можно своим (хоть это подло и чревато), но никогда врагам.

Так большинство воспоминаний финнов-участников войны указывают следующую цепь событий, как на решающий фактор в их выборе – стать на защиту отечества.

• В 9.25 30 ноября 1939 с советских самолётов на Хельсинки были сброшены листовки на финском языке: «Правительство ведёт вас к катастрофе. Вам известно, что у нас есть хлеб, — вы не будете голодать. Советская Россия не причинит вреда финскому народу».

• В 14.30 того же дня был нанесён массированный бомбовый удар по жилым районам города, не имеющим военных целей. 91 человек погиб, 263 получили ранения.

• 2 декабря в “Известиях” за подписью наркома иностранных дел Молотова опубликован ответ американцам на обвинения в бомбардировке Хельсинки: “… Советская авиация не бомбила и не собиралась бомбить город, но наше правительство уважает интересы финского народа не меньше, чем любое другое правительство. Конечно из Америки, находящейся более чем за 8 тысяч километров от Финляндии, это не заметно. ..”

Конечно, можно сказать: одурманенные пропагандой финны не знали, что их столицу бомбили “националистические банды бело-финнов-бандеровцев” и пошли громить ни в чём не повинную Красную Армию. Но проще было признать, что бомбовый удар имел место, был следствием ошибки, ущерб нанесённый мирным жителям будет компенсирован, насколько это возможно. Виновные будут наказаны. И всё.

Я считаю именно эта цепочка лжи и привела к превращению зимней войны в народную войну финского народа. Именно она стоила жизни сотням тысяч советских граждан.

Гитлер сказал: "Русские вооруженные силы являются глиняным колоссом без головы ". Эта оценка привела к началу планирования военной операции против СССР. До этого армия СССР считалась самой сильной в Европе и с ней не было желания воевать.

К сожалению, за уроки, забытие правителями, простые люди платят жизнями.

А как считаете вы?

Автор: #павел_аир , 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

Подписывайтесь на канал Хакнем по ссылке

-2

Хотите опубликовать свой пост в нашем канале? Напишите нам на почту: story@haknem.com