Режим дня – гибкий инструмент. У нас есть понятное время приемов пищи или сна, а остальные важные дела ребенка встраиваются между ними. В этом материале я собрала 10 активностей, которые имеет смысл планировать на каждый день.
1. Активная прогулка с ребенком
- Во время прогулки рассматриваем природу: почки, листочки, елочки, камешки. Особенно забавляют жучки и муравьи, ребенок залипает на попытке их поймать :)
- Берем на прогулку мелки, чтобы порисовать линии на стенках песочницы или на асфальте.
- Мыльные пузыри – хороший способ собрать вокруг себя компанию и повеселить детей любого возраста.
- Можно взять с собой книжки или еду, чтобы перенести стандартные домашние занятия на улицу и разнообразить обычную рутину.
- Хороший вариант – поискать с малышом новое место и устроить мини-путешествие.
- На прогулке можно собирать природные материалы для игр дома. Например, гладкую гальку или камни, которые потом можно расписывать.
2. Совместное чтение
- Эксперты советуют ежедневно выделять хотя бы один блок времени под чтение. Например, перед сном или после полдника.
- Необходимо создать ребенку комфортные условия: посадить на колени или в подушки. Так он сможет расслабиться и "уйти" в книгу.
- В возрасте 1-3 года дети любят слушать истории о таких же детях, как они. О страхах и преодолении трудностей, о радостях и восторгах. Необходимо подобрать соответствующий материал.
- Здорово, если книжка позволяет взаимодействовать. Мой сын, например, в восторге от открывающихся окошек и может сидеть с такой книжкой уж больше 10 минут :)
3. Активные танцевальные минутки
- Соединяем упражнения, музыку и веселье, чтобы развивать малыша физически и когнитивно.
- Стараемся искать игровые песни, в которых предлагается топать, хлопать, кружиться вокруг себя и так далее.
- Добавляем к танцу маракасы, погремушки, бубен, чтобы движения сопровождались звуками.
4. Время для искусства
- В арсенале родителя: восковые мелки, фломастеры, карандаши, краски, пластилин, тесто для лепки, наклейки, раскраски и целая куча иных материалов и пособий. Предлагайте каждый день разные варианты.
- В этом возрасте здорово работает самостоятельная игра, не требующая дополнительной подготовки. Кисточка, краски, лист бумаги и столик – все. Садимся и начинаем творить, а точнее – знакомимся с материалами.
5. Развитие крупной моторики
Кроме традиционного развития от переворотов к ходьбе и бегу, малыш должен продолжить развитие с помощью улучшения баланса и оценивания рисков. Это помогает снизить травматичность и в перспективе повысить успеваемость. Что можно делать?
- Игра с мячом: ловим и бросаем друг другу. В идеале начинать с более крупных мячиков и переходить к все более маленьким.
- Используем ортопедические коврики и балансиры. Мы начали ходить по таким месяц назад, и малыш стал лучше ходить.
- Ходим по бордюрам и досочкам.
- Создаем полосу препятствий дома или на улице и преодолеваем вместе с малышом.
6. Развитие мелкой моторики
- Для перекусов выбираем мелкую пищу: кусочки фруктов, маленькие печеньки, кукурузу или горошек и тд. Это позволяет работать над захватом большим и указательным пальцем.
- Вкладываем предметы в отверстия: ватные палочки, бусинки, фасоль – в горлышко бутылки или небольшое отверстие в крышке банки.
- Играем со стикерами: приклеиваем, отклеиваем, рвем.
- Рисунки с помощью пальцев: оставляем отпечатки, рисуем линии, закрашиваем предметы в раскрасках.
7. Работаем над развитием чувств
- Предлагаем малышу разные запахи, помогаем описать каждый из них. Хорошо подойдет для этого набор специй.
- Читаем книжки с сенсорными вставками: мехом, тканью, прорезиненным покрытием и тд.
- Играем с водой. Переливаем, ловим предметы в воде, смешиваем разные жидкости, окрашиваем воду, "стираем" вещи и так далее.
8. Вовлекаем ребенка в помощь по дому
Малыши могут делать очень многое, но не надо заставлять их. На самом деле, нужно лишь придумать безопасные занятия, которые они могут делать рядом с родителями.
- Вытирать воду тряпочкой с пола или поверхностей. Если родитель делает это регулярно перед ним, малыш сразу поймет, чем ему заняться.
- Мыть посуду под присмотром мамы. Малыш, например, может мыть свои ложки и тарелки, пока мама разбирается с более крупными предметами.
- Убирать вещи (игрушки, одежду) в шкафчики или по местам.
- Помогать кормить животных: наливать воду из бутылочки или высыпать корм в чашки.
Больше вариантов помощи по дому здесь:
9. Игры со сверстниками
Какое-то время малыш не будет проявлять активности в отношениях с другими детьми, но постепенно он научится взаимодействовать. Я уверена, что для этого нужно искать компанию: подбирать места, где собираются дети его возраста, планировать встречи с другими родителями, придумывать поездки и активности для всех детей.
Для моего ребенка в 1,4 "местом встреч" является песочница. Одну из прогулок мы всегда строим вокруг нее, потому что там собираются малыши его возраста.
10. Самостоятельная игра
- Это здорово, если ребенок может себя занять самостоятельно. Скука – это необходимость. Именно из нее вырастает креативность, фантазия и самостоятельность.
- Как этому способствовать? Выключить всю электронику, поставить таймер, например, на 10 минут и заняться своими делами, не помогая малышу с играми или выбором занятий. Постепенно наращивать время самостоятельной игры
- Для этого все игрушки, книжки должны быть в доступе. Наблюдайте, если хотите, но не вовлекайтесь в процесс.