Найти тему

Этот показатель сделает вас богатым - что такое Product-Market Fit (PMF) продукта и как его найти

Оглавление

Product-market fit (PMF) — показатель соответствия продукта ожиданиям целевой аудитории и как хорошо он (продукт) удовлетворяет потребность определенного рынка. Или же осознание клиентом ценности продукта: потребитель будет разочарован, если ваш продукт вдруг исчезнет.

Три составляющих PMFЦА (потребитель продукта), Боль (избавляем от конкретной боли) и Решение (таблетка от боли за которую готовы платить).

Есть несколько способов анализа PMF:

  • NPS (Net Promoter Score). Используется для оценки готовности клиентов делать повторные покупки.
  • DAU/MAU. Оцениваем потенциальный интерес нашей целевой аудитории.
  • Retention (возврат клиента в продукт). Этот критерий показывает, формируется ли у клиентов привычка возвращаться к продуктам бренда.

Я считаю retention и его выход на плато лучшим критерием product/market fit. Плато в Retention говорит о том, что есть пользователи, которые регулярно пользуются нашим продуктом.

Тем более, наличие плато - необходимое условие контролируемого и предсказуемого роста. Если часть привлекаемых рекламой пользователей превращается в постоянную аудиторию и остается, то это будет базой для роста.

В некоторых случая, добиться плато невозможно. Сервисы для знакомств если находят пару своему клиенту, то теряют сразу двух пользователей. Если плохо подбирают, то клиент всё равно уходит к конкуренту.

Синий график - плато
Синий график - плато

Зачем знать PMF

Сколько не покупай трафик и не рекламируй продукт, если не формируется ядро аудитории, то со временем компенсировать отток старых пользователей новыми будет не реально.

Я люблю критерий retention в анализе PMF, потому что:

  • Легко и понятно рассчитывается, прогнозируется.
  • Определяется самим продуктом и целевой аудиторией.
  • Позволяет выстроить будущее (гипотезы) используя юнит-экономику и когортный анализ.

Косвенные признаки хорошего и плохого PMF:

+ очевидный спрос на продукт;

+хороший фидбек от клиентов и их маленький отток;

+продукт продаёт сам себя

+частое упоминание в СМИ и соцсетях;

-слишком медленный рост пользователей;

-нет сарафанки (никто не рассказывает друзьям и близким);

-низкие конверсии.

Как достичь или приблизиться к PMF

  • Измерять по выбранному критерию product/market fit каждой новой версии продукта.
  • Сегментировать пользователей, чтобы понять основной портрет нашей ЦА.
  • Провести интервью с текущими пользователями, которые уже платят. Узнать их дополнительные ценности и боли, реализовать их решение.
  • Строить roadmap вокруг сильных сторон продукта, которые закрывает основную потребность клиентов. Или убирать препятствия на пути к этому.
  • Вводить больше MVP по каждой гипотезе, тестировать и собирать отзывы. Конечно, всегда оставляем место для скоринга и приоритезации, иначе можно реализовывать то, что нужно 5 людям из 10000 клиентов.
  • Масштаб. Впринципе, ради этого всё и затевается. Без масштаба мы даже не сможем оценить или как-то выявить показатель PMF, потому что рекламные каналы будут просто перекрывать отток.

Мифы и подводные камни

  • Если PMF достигнут, его невозможно потерять. Увы, нет. Где сейчас кассетные проигрыватели и винил?
  • О конкуренции можно не думать если PMF достигнут. Тоже не всё так просто. Всё копируемо, а значит, часть нашего рынка всегда могут откусить и предложить что-то «сбоку».
  • Достичь PMF можно, выйдя первым на рынок. Тоже не гарантирует успеха. Если продукт застрянет на одном месте или будет долго раскачиваться, придёт аналог и быстро обгонит, и вырвется вперёд.