Найти тему

Ставка Кутузова при Бородине глазами художников… и не совсем художников

Возникла у меня идея посмотреть (возможно, и сравнить), как в разное время изображали ставку Кутузова на Бородинском поле. Ставка, а точнее Главная квартира, Кутузова на Бородинском поле находилась изначально в сельце Татариново. Но вечером 25 августа (6 сентября) 1812 г. непосредственно накануне сражения Кутузов переместился в дер. Горки, находившуюся ближе к позициям русских войск. Весь день сражения он практически безотлучно находился здесь, а вечером вернулся в Татариново.

Итак, посмотрим, как представляли себе командный пункт русского главнокомандующего в Бородинском сражении художники. Мне не вспомнилось дореволюционных работ на эту тему, поэтому начнем мы с картин, написанных в советское время

А. Шепелюк «М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения», 1951 г.
А. Шепелюк «М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения», 1951 г.

Первая в нашей подборке картина выполнена к 140-летию Бородинского сражения и с одной стороны воспроизводит традиции соцреализма, с другой – явно задумывалась как своеобразный «ответ» известному полотну В.В. Верещагина, изображающему «Наполеона на Бородинских высотах». С точки зрения отображения бытовых деталей дело обстоит, скажем так, средненько. Окружающие Кутузова генералы изображены в целом в положенных им общегенеральских мундирах, но… размеры и форму шляп того периода художник представляет себе смутно, офицерские шарфы изображены такой ширины, которую приобрели в соответствии с модой уже к концу царствования Александра I, для 1812 г. они узковаты, перьевые султаны (плюмажи) изображенной художником формы, скорее, пристали бы цирковым лошадям, а не генералам. Генерал-лейтенант Раевский, стоящий сразу за Кутузовым (с перевязанной головой), изображен в общегенеральском вицмундире, введенном в 1817 г. и понятно, почему - весь Раевский вместе с вицмцундиром перерисован автором картины с портрета генерала работы Дж. Доу из Военной галереи Зимнего дворца, исполненного в 1820-х гг. И Раевский, и стоящие левее генерал-майоры Кутайсов и Ермолов, все, как один, изображены с красными орденскими лентами через плечо – то ли ордена Св. Александра Невского, то ли Св. Анны 1-ой степени (в зависимости от того, есть на ней желтая кайма или нет – разглядеть невозможно). В случае с Кутайсовым и Ермоловым решение вопроса, к какому из указанных орденов принадлежит изображенная художником лента, не имеет особого значения, поскольку в действительности на момент Бородинского сражения оба не имели ни одной из этих наград и, соответственно, не могли носить их лент. Ермолов имел Св. Анну 2-о степени, но к ней чресплечная лента не полагалась. Вот Раевский, имевший орден Св. Анны 1-ой степени, носит ленту ордена по праву, так же, как и генерал от кавалерии Платов (правее, на коне).

Я не возьмусь давать квалифицированную искусствоведческую оценку картине, но, на мой взгляд, несмотря на исторические огрехи, в художественном отношении она вполне неплоха.

С.В. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», 1952 г.
С.В. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», 1952 г.

Следующая работа создана практически в то же время, что и предыдущая (годом позже) и также выполнена в явственно ощущаемых традициях соцреализма. Так и кажется, что Кутузов, обращаясь к внимающим ему генералам Уварову и Платову, с сильным кавказским акцентом говорит: «Есть мнение, что нужно устроить кавалерийский рейд на левый фланги тыл противника. Как вы думаете, товарищи?»

В плане достоверности предметно-бытовых деталей, то есть прежде всего униформ, картина производит худшее впечатление по сравнению с предыдущей, прежде всего «благодаря» фигуре стоящего на первом плане командира 1-го Кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Ф. П. Уварова, облаченного в совершенно фэнтезийный мундир, анализировать который просто бессмысленно. Стоящие чуть дальше справа войска художник, чтобы не вдаваться в подробности их униформы (которую он явно представляет крайне приблизительно), благоразумно скрыл в легкой дымке. И на том спасибо.

Про эту картину можно сказать примерно то же, что и про предыдущую – несмотря на огрехи в изображении исторических деталей, в целом у авторов чувствуется наличие хорошей школы. Еще раз повторюсь, я не являюсь квалифицированным искусствоведом или профессиональным художником, но у обоих произведений – вполне грамотная композиция, немного неестественная, театральная, пафосная, но такой подход тоже имеет право на существование.

Посмотрим, что будет дальше.

С. Н. Трошин. «М. И. Кутузов в Бородинском бою», 2008 г.
С. Н. Трошин. «М. И. Кутузов в Бородинском бою», 2008 г.

Это уже современная, по крайней мере, постсоветская работа, произведение одного из художников студии имени Грекова. На мой взгляд, на полноценную, законченную картину это не тянет, в лучшем случае – на этюд. Находящиеся рядом с Кутузовым всадники изображены грубовато, я бы сказал – схематично, тем не менее в них вполне узнаются казаки Лейб-гвардии Казачьего полка и приданной полку Лейб-гвардии Черноморской казачьей сотни. Это свидетельствует о том, что какие-то материалы по истории мундира под рукой у автора были. Однако располагающаяся спиной к зрителю фигура в облачении странного покроя и вида, в папахе-кубанке, которой в 1812 г. еще не существовало, вместо действительно носившейся казаками высокой шапки (также иногда называлась кивером) со шлыком, свидетельствует, что эти материалы он изучал не слишком внимательно.

Автор, точное название и год неизвестны
Автор, точное название и год неизвестны

Возможно, не стоило включать в подборку это художество, по сути представляющее собой ничто иное, как детский рисунок (независимо от действительного возраста его автора), однако оно на полном серьезе используется в интернете для иллюстрирования статей на темы Войны 1812 г и Бородинского сражения. Комментировать что-то с исторической точки зрения тут, конечно, не приходится. Впрочем, можно отметить забавный факт, свидетельствующий об источнике вдохновения автора данного шедевра. Видите офицера справа от Кутузова, под знаменем? У него еще пол-лица закрыто подзорной трубой, которую держит какой-то доходяга. Обратили внимание на герб сложной формы у него на кивере? Он перерисован вот отсюда.

-5

Это одна из широко известных открыток Олега Пархаева по униформам русской армии 1812 г., вышедших в конце 1980-х гг. Она изображает (внимание!) офицера Рижских бюргерских рот, сформированных из жителей Риги для несения караулов и другой помощи находящимся в городе русским войскам в условиях блокады Риги войсками маршала Макдональда. На кивере они носили герб Риги, «наложенный» на государственного двуглавого орла. Ни под каким видом, разумеется, офицер Рижских бюргерских рот не мог оказаться на командном пункте Кутузова на Бородинском поле.

Это не единственный персонаж знаменитых «пархаевских» открыток, увековеченный автором рассматриваемого шедевра наивного искусства. Правее на рисунке находятся (в гусарских мундирах) также перерисованные с другой открытки гусары Русско-германского легиона, реальное формирование которого из добровольцев и пленных немецкой национальности началось уже после Бородинского сражения.

Но даже этот шедевр примитивизма имеет определенное наивное очарование. Вы посмотрите вот на это!

Н.Н. Павлусенко (?), точное название неизвестно, 2002 год.
Н.Н. Павлусенко (?), точное название неизвестно, 2002 год.

Точными сведениями об авторе и названии данного произведения я не располагаю, но, по имеющимся в интернете данным, это может быть некая Павлусенко Наталья Николаевна.

Попробуем понять, что же здесь происходит. Сюжет разворачивается, по-видимому, на Кавказе. По крайней мере, как человек, неоднократно бывавший в Бородино, могу заверить, что там такие высоты отсутствуют. Сидящий справа на заботливо постеленном на лавочку покрывале человек в странном мундире со скабрезной ухмылкой (возможно, мне она только кажется?) то ли открывает, то ли закрывает какую-то книжку. Вообще он производит впечатление, скорее, шулера, убирающего карты. По крайней мере, это логично объяснило бы поведение неизвестного седого мужчины слева с повязкой на глазу (Кутузов, как известно, повязки не носил), приказывающего сидящему справа субъекту убираться вон. Левее седого мужчины с повязкой стоят еще три персонажа в странных костюмах, которые явно тоже не понимают, что происходит.

Анализировать этот шедевр с точки зрения исторической достоверности полностью бессмысленно, просто потому, что он совершенно чудовищен. В интернете попадалось замечание, что данное произведение является перерисовкой кадра из кинофильма «Война и мир».

А теперь - бальзам на израненную душу и истекшие кровью глаза.

А.Ю. Аверьянов. «Штаб М.И.Кутузова на Бородинском поле», 2019
А.Ю. Аверьянов. «Штаб М.И.Кутузова на Бородинском поле», 2019

Новая – трехлетней давности – работа, как всегда у Александра Аверьянова, выполненная с глубочайшим вниманием к деталям. Кутузов, изображенный с офицерским шарфом, надетым не в соответствии с требованиями - на поясе, а через плечо (как фельдмаршал действительно делал). Служащие Главной квартиры частично в сюртуках, частично в мундирах, но при походных рейтузах. Чины Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части с положенными им аксельбантами, которые и должны составлять значительную часть штаба. Мундиры нормального темно-зеленого оттенка. Индивидуальные наборы наград у каждого.

Причем я не склонен идеализировать творчество Аверьянова. На мой взгляд, недостаток его работ вытекает из их достоинства – из-за пристального внимания к деталям картины теряют в цельности, выглядя в некоторой степени как иллюстрации к униформологическому справочнику. Но этот недостаток я ему охотно прощаю, а внимание к деталям и стремление к максимальной достоверности вызывают только глубочайшее уважение.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.