Найти тему
Абзац

Культурное импортозамещение

Эпическая беседа бывших. Бывшего главного продюсера российского кино и бывшего главного кинокритика. Александр Роднянский и Антон Долин встретились в Милане, в одной из старейших европейских библиотек, в библиотеке Брера, и посреди древних фолиантов поговорили.

Текст Юрия Шумило

Кадр из видео на канале Радио Долин
Кадр из видео на канале Радио Долин

Оба пацифисты, оба замечательно образованы, и при этом Роднянский ещё и умён.

Первым вопросом, зачином беседы был: насколько российское кино «виновно» в происходящем сейчас на Украине?

Сразу отметим, что, со слов собеседников, виновно.

Виновно вкупе с русской культурой вообще, но и своими отраслевыми частностями, с которыми оба – и Роднянский, и Долин – как могли боролись на протяжении десятилетий. А именно – с имперской матрицей русской культуры.

Беседе сопутствовал довольно обстоятельный анализ отечественного кинематографа, естественно, через оптику мировоззрения беседующих. И неудивительно, что в сумме высказываний мировоззрение это – очевидно русофобское.

Продюсер и кинокритик прошлись по реперным точкам, отследили, когда именно случился поворот «рефлексирующего кино», демонстрирующего презумпцию правоты личностного перед коллективным, к фильмам с патриотической повесткой. Таковыми стали фильмы о Великой Отечественной войне, несущие пафос Победы.

Кадр из фильма «Сталинград» (2013) / Art Pictures Studio
Кадр из фильма «Сталинград» (2013) / Art Pictures Studio

У хорошо образованных со времён этого самого поворота в риторике обнаружилась тяга к демагогии, позволяющая говорить плохо обо всём, что скрепляет госинституты, оставляя за скобками альтернативу этих скреп.

Иными словами, и Роднянский, и Долин, рассмотрев целый ряд кинополотен, сошлись, что главная беда российского кино и культуры в целом – в имперскости сознания россиян. При этом Долин обозначил своё, в целом положительное, понимание имперскости как архитектурное наследие австрийцев, опуская понимание империи как способа хозяйствования на территориях с разным этническим составом. Ну и мимо кровожадности русских как этноса не прошли.

Короче, в понимании продюсера и кинокритика Россия должна перестать быть империей, а у россиян должно исчезнуть имперское сознание. Тогда всё будет хорошо. Для Роднянского и Долина.

Правда, России тогда не будет, но именно это им и хорошо.

Из более чем часовой беседы полезным будет и список кинематографистов, которые, со слов Роднянского, разделяют их с Долиным представления о прекрасном.

Именно эти творческие единицы и будут вскорости представлять «Русский кинематограф» в изгнании. Фигуранты этого списка, среди которых есть и весьма знаковые имена, или уже покинули наши пределы, или собирают вещи, образовав, таким образом, здесь весьма изрядную творческую лакуну. А беседа эта должна побудить ответственных лиц в нашем государстве задуматься об «импортозамещении» на очень важном участке фронта.

Вот, пожалуй, то единственно полезное, что удалось вычленить из этой схоластической беседы за час времени.