Найти тему
Другие места

Белградский стрит-арт. Часть 1

Оглавление

Это первая статья из нового цикла, посвящённого уличному искусству Белграда. Сегодня я расскажу о популярных старых муралах, которые можно найти около Бранкова моста.

La Santa de Beograd

Мурал высотой 20 метров появился на набережной реки Савы в рамках фестиваля Belef в июле 2008 года. Благодаря фестивалю многиe иностранные художники смогли оставить свой след на стенах белградских домов. Одним из них был Гийом Алби (Guillaume Alby), известный как REMED.

-2

В основу La Santa de Beograd (Святая Белграда) лёг факт того, что Белград разрушался и отстраивался заново около 40 раз. Вот как автор описывает свою "Санту":

Между её ног – яйцо, которое является источником жизни и цивилизации. Одна рука держит этой яйцо, защищает его. Другая насылает на город молнии, чтобы уничтожить, но в рукаве этой руки – белый флаг мира. Третья рука держит грудь, как кормящая мать, как будто она хочет накормить город, но в рукаве у неё – пушки, война. Верхняя рука также насылает на город разрушительные молнии, но из её рукава вылетает птица, несущая весть мира.

La Santa de Beograd находится на южной стене дома по адресу Карађорђева 31 (кликните, чтобы открыть Google maps). Лучший вид открывается с Бранкова моста, но чтобы рассмотреть детали, придётся подойти поближе.

-3

Ожидание солнца

С другой стороны Бранкова моста можно увидеть ещё одно детище фестиваля Belef – мурал "Ожидание солнца". В нём воплощена идея возрождающейся Савамалы (так называется этот район).

Во время Второй мировой Самвала была сильно разрушена, здесь до сих многие дома не восстановлены, но район при этом не депрессивный, а очень живой, наполненный энергией молодости: популярные хипстерские бары притягивают креативную белградскую молодёжь и туристов.

Но вернёмся к "Ожиданию солнца". Его создатели Александар Мачашев и Стеван Шолн использовали флуоресцентные краски, чтобы их произведение светилось в темноте. Видимо, за прошедшие годы вся флуоресцентность из этих красок выветрилась – я не увидел никакого свечения, хотя фотографировал сразу после заката:

Слева от "Ожидания солнца" можно найти ещё одну красивую работу. Про неё мне ничего не известно, но изображённая там девушка встречается и на других уличных картинах, часто в окружении цветов. Летом это граффити скрыто за раскидистым деревом (фото в галерее выше сделано 25 апреля), но мне повезло увидеть его в марте:

-7

Адрес: северная стена дома по адресу Карађорђева 51.

Лесоруб

Третья работа, появившаяся рядом с Бранковым мостом благодаря фестивалю Белеф, известна как "Город, поедающий дерево". В каталоге белградских граффити она значится как Drvožder, то есть "Лесоруб". Автор – итальянский художник Blu.

Смысл работы очевиден: негативное влияние урбанизации на природу. Разрастающиеся города буквально пожирают окружающие их леса, что наглядно показано в этой работе.

Адрес: южная стена дома на углу Фрушкогорской и Поп-Лукина.

Кстати, прямо напротив Лесоруба есть аналогичная по смыслу работа: изображение города на фоне исчезающего листочка. Тоже красиво:

-9

Голод

Буквально в двух шагах от Лесоруба можно увидеть мурал, сделанный в необычной технике: на углу здания. Чтобы увидеть его полностью, надо смотреть на дом с угла, держа в поле зрения обе стены:

Надпись "THE BED BAKES MY BODY LIKE BREAD FILLING A HANDFULL OF DREAMS AND WHEN OPENING MY EYES PITY UPON THE WALLS HOW VAST THE HUNGER" можно перевести примерно так:

Кровать выпекает мое тело словно хлеб, добавляя щепотку сновидений. А когда я просыпаюсь, с сожалением вижу эти стены. Как же безграничен такой голод

Как видите, текст здесь не менее важен, чем изображение. И это понятно, ведь автор называет себе визуальным поэтом (visual poet). Автор – девушка из Тель-Авива Нитцан Минтц (Nitzan Mintz).

Птички на этом мурале сотканы не просто из каких-то палочек, как кажется на первый взгляд. Если присмотреться, то видно, что их оперение состоит и досок, стен домов и дверей. Хаотичное нагромождение мелких деталей превращается во вполне чёткий образ птицы, частью которого является строка текста, написанного строгим, аскетичным шрифтом.

Для себя я выделяю такой смысл в этой работе: от хаоса к порядку, от визуального шума – к вербальной конкретике. Впрочем, если копнуть глубже, то окажется, что "визуальный шум" вполне понятен – он складывается в птицу; а вот слова, хоть и понятны сами по себе, но сложенные вместе несут такой широкий спектр смыслов, что, фактически, превращаются в смысловой шум.

Именно поэтому я и считаю эту работу лучшей во всей сегодняшней подборке: у неё есть глубина, есть поле для трактовок. Она – больше, чем в неё вкладывал автор, точнее, авторы (в работе над "Голодом" принимал также участие художник Dede).

-12

Эта визуальная поэма появилась в 2018 году. Адрес отдельно писать не буду: она рядом с "Лесорубом".

В следующей части

На сегодня всё, но у меня есть еще пара десятков великолепных экземпляров уличного искусства Белграда, о которых мне не терпится рассказать. В следующий раз будут яркие красочные муралы исполинских размеров, раскиданные по более широкой территории.

Белград
5341 интересуется