Еще до того, как Голливуд "открыл" оборотней, легенды о людях, которые превращаются в кровожадных хищников в полнолуние, рассказывались по всему миру.
Истоки этих сказок скрыты во мраке прошлого, но существуют гипотезы, объясняющие их происхождение.
Они могли возникнуть из-за редкого и неизлечимого врожденного заболевания, называемого гипертрихозом, проявляющегося обильным оволосением по всему лицу и верхней половине тела. В 1995 году был обнаружен мутировавший ген, вызывающий крайнюю форму гипертрихоза, называемую синдромом оборотня.
Болезнь встречается крайне редко, со времен Средневековья до наших дней зарегистрировано всего 50 случаев. Первым описанным пациентом был Петрус Гонсалес (1537–1618). Из-за своей необычной внешности он нашел работу при дворе французского короля Генриха II в качестве шута. Пятеро детей Гонсалеса унаследовали болезнь от него.
Воющие сумасшедшие
Поскольку гипертрихоз настолько редок, он не может быть единственным источником 30 000 сообщений о встречах с оборотнями в период между 1500 и 1700 годами.
Утверждалось, что оборотни поедали маленьких детей, а также были связаны с эпидемиями, которые в то время уничтожали большое количество людей в Европе.
Бешенство, возможно, было еще одной болезнью, которая привела к легендам об оборотнях. Тяжелый вирус, который может передаваться после укуса больным животным, поражает мозг и заставляет жертву кусать других животных.
Например, в 1738 году во Франции бешеный волк покусал 70 человек, согласно книге Мэтта Каплана «Наука о монстрах». Можно себе представить, что широко распространенный страх перед больными бешенством превратился в поучительные рассказы о кровожадных чудовищах.
Кроме того, некоторые люди начали верить, что сами становятся оборотнями — симптом редкого психического состояния, называемого ликантропией.
Один страдавший этим недугом, немецкий крестьянин XVI века Петер Штуббе, прозванный «оборотнем из Бедбурга» зверски убил 13 человек. Он утверждал, что получил от дьявола волшебный пояс, который превращал его в волка.
Голливуд и оборотни
Превращение в оборотня происходит в полнолуние. Оборотень к вечеру ищет уединения. С появлением луны его тело начинает меняться — удлиняются кости рук и ног, а в пасти вырастают волчьи клыки. Процесс болезненный, поэтому страдающее существо воет.
Так обычно выглядит киносцена превращения человека в зверя. Оборотень — воплощение зла, но иногда он и герой. Культура в зависимости от своих потребностей выбирает, какой сценарий ей больше подходит.
У оборотней были свои «пятиминутки». — Они появлялись в таких бестселлерах, как «Гарри Поттер» и «Сумерки», и мы следим за их борьбой с вампирами в последующих фильмах и сериалах.
Привлекательность мифа об оборотне проистекает из его подвешенности между миром людей и животных, между добром и злом, порядком и хаосом.
Правда, древние мудрецы не верили в возможность превращения людей в животных, но люди достаточно верили в то, что между 15 и 17 веками в Западной Европе проходили суды над «оборотнями».
Исследователи прошлого на основе анализа мифов и легенд пришли к выводу, что миф об оборотне является пережитком древних шаманских обрядов или ритуалов охотников и пастухов, во время которых они надевали шкуры животных, чтобы стать леопардом, крокодилом или волком.
Таким образом, было предпринято множество попыток объяснить корни явления.
Инфекционные заболевания, мутировавшие гены и психические расстройства в совокупности посеяли страх перед оборотнями в древней Европе.
Сегодня истории об оборотнях являются кормом для поп-культуры.