Светлана оказалась очень энергичной и решительной женщиной средних лет.
- Вы не представляете, чего мы здесь насмотрелись за годы существования нашего центра. - Сказала она Кате, когда они с Женей договорились о встрече. - Вы - молодец, что терпеть не стали. Ваша ситуация очень распространённая. Часто агрессор загоняет жертву в угол. Особенно в декрете, когда женщина не работает и сидит с малышом, ее контакты с миром ограничены. Или же он уверяет, что ей не надо общаться с подругами, поскольку им важно больше времени проводить друг с другом. В подобных ситуациях женщина оказывается изолированной от общества, некому ей подсказать, что она в западне. Ее самооценка падает, она замыкается в себе, теряет способность адекватно анализировать обстановку.
- Я знаю. - Катя поёжилась. - У меня так и было всё. Он даже с соседкой не позволял общаться.
- А соседи для таких людей - злейшие враги. - Пояснила Светлана. - Они часто видят и слышат то, что человек пытается скрыть. Некоторые пытаются помочь жертве. Извините, что так сказала. Привычка.
- Ничего. - Катя держала на руках спящего Костика и только сильнее прижала сынишку к себе.
- И дети в таких отношениях - тоже жертвы. - Продолжила женщина. - У них сначала перед глазами искажённая модель семьи. Нередко и они терпят насилие от отцов. Потом стараются вырваться из этих отношений, кто-то убегает, другие начинают принимать психотропные препараты, употреблять алкоголь. А вырастая, они сами создают подобные семьи, в которых мальчики примеряют на себя роль агрессора, а девочки - вечной жертвы.
- Не хочу, чтобы Костик был таким. - Прошептала девушка.
- А он и не будет. - Женя обняла её. - Потому что у него прекрасная смелая мама.
- Только, девчонки, есть и трудности. - Светлана озабоченно перебирала бумаги. - Юридическое сопровождение мы Кате обеспечим, помощь с регистрацией, оформлением пособий, подготовку документов для развода... А вот с жильём у нас сложно. Ни одной свободной комнаты нет.
- Что, так много женщин в подобных ситуациях? - Удивилась Женя.
- Вы даже не представляете себе, сколько. - Вздохнула директор. - И это лишь малая часть тех, кому мы можем помочь.
- Нам не надо жильё. - Поспешно сказала Женя. - Катя с Костиком будут жить у меня, пока всё не утрясётся. - Вы только защитите её от этого человека.
- Будем стараться. - Вздохнула Светлана. - И когда уже будет хоть какое-то правовое регулирование семейных отношений. Ведь фактически сейчас ничего подобного нет. Если муж объявит Катю в розыск, полиция вынуждена будет её искать, даже если она этого не хочет. И чтобы доказать факт насилия, придётся, ой, как сильно постараться. Но вы, девчонки, не бойтесь. Не бросим вас.
Этот разговор не взбодрил, а только больше напугал Катю. Женя пыталась приободрить новую подругу, но девушка очень переживала, плохо спала, ела мало и неохотно. Помимо всего прочего, Катя очень стеснялась быть нахлебницей и старалась, чтобы на её потребности Женя тратила как можно меньше. С огромным трудом та разубеждала молодую маму, что ей нужны силы для борьбы за благополучие сына.
* * * * *
Близилось судебное заседание по Катиному разводу. Светлана и Савельев оформили все документы на представление её интересов в суде, и адвокат готов был выехать в Катин город. Заявление подали по месту прописки её мужа. Девушка жутко боялась его приезда, и Женя уговорила адвоката пойти на этот шаг.
- Что будет, если он откажется разводиться? - В который раз волновалась Катя. - А если будет настаивать, чтобы Костика оставили с ним, тогда что?
- Значит, надо доказать, что ребёнка оставлять с ним нельзя. - Рассуждала Женя. - А как мы можем это сделать? Кто знает о том, как он обходился с тобой?
Катя пожала плечами.
- На людях он был всегда вежлив. К тому же, никогда не бил по лицу, старался, чтобы синяков не было видно. В поликлинику сам нас отвозил. Разве что соседка.
- Та, которая занимала тебе денег?
- Да. Я же рассказывала ей сначала, пока он не запретил...
- А номер телефона у тебя её есть?
- Нет. Он остался записан в самом телефоне, который я впопыхах забыла, когда убегала с Костей.
- Значит, надо к ней съездить и попросить, чтобы она тоже пришла в суд, если потребуется подтвердить факт жестокого обращения.
- Нет! - Испуганно попятилась Катя. - Я не могу. Я не поеду туда!
- А тебе и не придётся. - Решение пришло в один момент. - Я сама съезжу. Меня не знает твой муж, и соседи тоже. Вот и узнаю, что необходимо.
- Ты? - Катя изумлённо уставилась на подругу. - Но зачем? Это ведь далеко. Почему ты столько помогаешь мне?
- Не так уж и далеко. - Возразила Женя. - А помогаю, потому что верю, что в нашей жизни ничто не происходит случайно. Я забыла сумку у сестры, и мне передали её в тот день, когда ты попала в наш город. Такси не приехало, и я пошла пешком. Собаки чудесным образом привели меня к сумке с Костиком. Зачем-то это всё было нужно?
- Просто совпадение?
- Я не верю в просто совпадения. И не вижу ничего плохого в том, чтобы помогать людям. Особенно, если могу это сделать.
- Я боюсь. - Катя потупилась. - Всё время жду, что вот-вот будет ещё хуже.
- Это неправильно. - Убеждённо сказала Женя. - Гораздо лучше верить в хорошее. Мысли материальны. И ещё. Никогда нельзя сидеть, сложа руки. И сдаваться раньше времени нельзя.
- Дедушка тоже так говорил. - Улыбнулась девушка.
- Тогда давай адрес соседки.
* * * * *
Женя с любопытством осматривала старые улочки, иногда делая снимки своей камерой. Ей нравилось бывать в новых местах. Всё казалось интересным и необычным. Знаете, как это бывает. Обыкновенное дерево, скамейка, лепнина на здании - такие же, как в соседнем дворе, а ты видишь их совершенно иными, хотя в собственном городе и внимания на них бы не обратил. Она любила фотографировать. Мечтала открыть собственную студию, а пока работала в обыкновенном фотосалоне и в свободное время проводила фотосессии, давая частные объявления.
Эти свои свободные два дня она решила посвятить поездке к Катиной бывшей соседке и теперь направлялась по записанному девушкой адресу.
Уже подходя к нужному дому, Женя заметила высокого крепкого мужчину, разговаривающего на повышенных тонах с какой-то женщиной. Она замедлила шаг, не желая вмешиваться в чужую ссору. Неожиданно мужчина крепко схватил свою собеседницу за кисти рук и принялся трясти, затем занёс кулак над её головой. Женя машинально нажала на кнопку камеры, несколько раз сухо щёлкнул затвор. Опомнившись, она бросилась к спорящим.
- Прекратите! Что вы делаете! - Закричала она мужчине. - Я сейчас полицию вызову!
Он зло обернулся на девушку и, выпустив руку женщины, быстро зашагал прочь.
- Вы в порядке? - Женя подошла к незнакомке. - Он ничего вам не сделал?
- Не успел. - Женщина с благодарностью посмотрела на неожиданную спасительницу. - Но мог. Это мой сосед и он не отличается сдержанностью.
- Да уж, от таких соседей лучше держаться подальше. - Покачала головой Женя. - Но это невозможно, раз они наши соседи. Простите, я сказала ерунду.
- Всё верно. - Успокоила её женщина. - Надо держаться подальше. И я уже над этим работаю.
- Что он хотел от вас?
- Злится за то, чего я не делала. Но, если честно, сделала бы с удовольствием. Вижу, вы не понимаете. Если коротко, у этого человека была молоденькая жена и он обращался с ней просто ужасно. Он агрессор по природе своей. Девочка сбежала однажды вместе с их ребёнком, и он до сих пор считает, что это я помогла ей.
- Его жену звали Катя?
- Откуда вы знаете? - Изумилась женщина.
- А вы - Валентина. Да? Я к вам ехала. - Обрадовалась Женя. - Мне Катя и адрес дала.
- Да вы что! - Воскликнула женщина. - Как она? Как малыш? Что ж мы стоим. Пойдёмте ко мне, там и поговорим.
Они уже познакомились и болтали, как давние подруги.
- Иван, он давно квартиру в нашем доме купил. И сначала мы с ним даже поладили. Мы же почти ровесники. Можно сказать, между нами даже начались отношения. Но потом меня насторожило, что он начал навязывать мне образ жизни, который меня совсем не устраивал. Он был недоволен моими знакомыми, пытался ограничить общение с близкими, даже с матерью. И терпеть не мог возражений. Наступил и тот момент, когда в пылу ссоры он поднял на меня руку. Тогда я поняла, что не хочу больше иметь с ним ничего общего, и резко прервала нашу связь. И, знаете, Женечка, он тоже понял. Понял, что за меня есть кому заступиться, а, главное, что я сама не поддамся ему. И отступил. Стал делать вид, что не знает меня, хотя наши квартиры, вот они, рядом. Потом у него ещё появлялись женщины. Но они тоже довольно быстро уходили. Пока Иван не женился на Кате. Добрая, вежливая, очень открытая девочка. Я искренне хотела предупредить, но Иван сразу запретил ей со мной общаться. А потом и вовсе начал запирать. И тогда оказалось, что ей абсолютно не к кому обратиться за помощью.
- Она очень хорошо отзывалась о вас. - Сказала Женя.
- Хорошо. - Валентина вздохнула. - После того, как я пару раз помогла ей деньгами и продуктами, Иван устроил мне настоящий скандал. Я не знала, как мне поговорить с девочкой, как ей помочь. Боялась сделать хуже. А сегодня он набросился на меня за то, что я якобы помогла Кате сбежать и теперь помогаю ей с ним развестись.
- А если бы Катя или я, действительно, попросили вас помочь при разводе? - Спросила Женя. - Вы согласились бы рассказать, как жила Катя с вашим соседом?
- Да. - Решительно ответила Валентина. - Я очень боялась, что с девочкой случилось непоправимое. И помочь ей сейчас, это самое малое, что я могу сделать.
- Вы не боитесь? - Осторожно спросила девушка. - Как он на вас набросился.
- Уже не боюсь. - Валентина спокойно составляла посуду в раковину. - Я продаю эту квартиру и переезжаю. Буду жить теперь рядом с братом и родителями.
- А я, кстати, случайно успела сфотографировать, как он напал на вас. - Женя просматривала кадры на экране камеры. - Может быть, это зачем-нибудь и пригодится...
Домой Женя возвращалась с уверенностью, что всё у них получится. И ведь получилось. Для Катиного мужа полной неожиданностью стало то, что судьбой одинокой, ничем не примечательной девочки вдруг озаботилось столько людей. Он оказался не готов противостоять их спокойным и решительным действиям. Впрочем, подобные ему мужчины часто сильны только со слабыми, а перед настоящей силой пасуют сами. Катю и Ивана развели, ребёнка, на которого отец, убедившись в тщетности попыток вернуть жену, особо не претендовал, оставили с матерью. Они по-прежнему жили у Жени. Девушки подружились, и Женя даже стала крёстной мамой для маленького Костика. А крёстным неожиданно для самого себя стал Савельев.
- Игорь Сергеевич, некому больше. - Женя смотрела на него умоляюще. - Вы же помните...
- Что у Кати здесь никого нет... - Продолжил он. - Евгения Дмитриевна, ну, почему вы появились здесь именно в моё дежурство?
- Это не я. Это всё собаки. - Лукаво напомнила Женя.
- Собаки... Собаки... - Хмыкнул Савельев. - А я ведь дочери купил этого вашего йорка. Как вы сказали тогда, овчарка в маленьком теле?
- Здорово! Ну и как? - Обрадовалась Женя.
Всегда серьёзное и недовольное лицо Савельева вдруг расплылось в улыбке.
- Эта мелочь меня больше всех любит! - Гордо заявил он. - Представляете? Дочка даже обижается. А умный какой!
- Да что вы! Как же сказки о собачьем уме? - Ехидно поинтересовалась она.
- Евгения Дмитриевна... - Савельев хотел ещё что-то сказать, но махнул рукой. - Я согласен. Буду крёстным у Кости. Но пообещайте мне. Если вы надумаете найти ещё кого-нибудь, то прежде позвоните в отдел и убедитесь, что у меня в этот день выходной. Договорились?
- Договорились! - Весело согласилась Женя.