Найти в Дзене

РАССКАЗЫ О МАСТЕРЕ ДАЙТО-РЮ ТАКЭДА СОКАКУ

Уэсиба Морихэй перед зданием в Сиратаки, Хоккайдо (1913г.)
Уэсиба Морихэй перед зданием в Сиратаки, Хоккайдо (1913г.)

Весной 1910 года основатель Айкидо Уэсиба Морихэй О-сэнсэй собрал около 80 добровольцев из 54 семей и покинул Вакаяму, чтобы основать поселение в деревне Сиратаки (в то время деревня Камиюубэцу) на пограничных землях Хоккайдо, где ему предстояло прожить восемь лет.

Именно там он познакомился в конце февраля 1915 года с мастером Дайто-рю Такэда Сокаку, в гостинице «Хисада» поселка Энгару на Хоккайдо. Уэсиба оставался в Энгару в течение месяца, участвуя в трех десятидневных интенсивных семинарах, после которых он предложил Такэде приехать к нему домой в Сиратаки.

Эта статья представляет собой рассказ Кубота Масаки, ученика айкидо и современного жителя деревни Сиратаки на Хоккайдо. В ней представлен ряд воспоминаний об учителе Уэсиба Морихэя – Такэда Сокаку, глазами местных жителей деревни Сиратаки.

Храм Ками-Сиратаки на Хоккайдо, построенный с помощью Морихэя Уэсибы В правом углу список тех, кто пожертвовал святилищу, включая Уэсиба Морихэя
Храм Ками-Сиратаки на Хоккайдо, построенный с помощью Морихэя Уэсибы В правом углу список тех, кто пожертвовал святилищу, включая Уэсиба Морихэя

Сокаку Такэда глазами жителей Сиратаки

На самом деле речь пойдёт не об Основателе Айкидо Уэсиба Морихэи. Я хотел бы рассказать несколько истории, которые я слышал от жителей Сиратаки о Такэда Сокаку, который обучал здесь Дайто-рю Основателя и оказал большое влияние на рождение Айкидо.

Сиратаки - это область, которая больше связана с Дайто-рю, чем с айкидо. Основатель обучался Дайто-рю в то время, когда он жил в Сиратаки в течение восьми лет. После того, как Сокаку получил в дар землю от Основателя, он держал дом в Сиратаки до своей кончины. Сокаку не часто бывал в своем доме, так как часто путешествовал по стране, но даже так он был более известен жителям Сиратаки, чем Основатель.

Сокаку скончался в 1943 году, и есть пожилые люди, которые действительно видели Сокаку когда они были молодыми. Но чтобы найти человека, знавшего Основателя, нужно вернуться примерно в 1919 год, поэтому среди нынешних жителей Сиратаки не осталось никого, кто знал бы его.

Истории о саде Сокаку

Сокаку в Сиратаки называли «сэнсэем дзюдо». Похоже, что разница между дзюдо и дзю-дзюцу не была широко понята обычным людям. Очевидно, были те, кто боялся «сэнсэя дзюдо» Сокаку в Сиратаки. Бабушка на ферме, где я работаю, была одноклассницей третьей дочери Сокаку - Сидзуки, и она не любила заходить в дом Сокаку. Она рассказывала, что боялась множество видов оружия в его доме, и хотела уйти оттуда как можно быстрее.

Мемориал Такэда Сокаку в Сиратаки. Мемориал стоит на месте дома Такэда Сокаку
Мемориал Такэда Сокаку в Сиратаки. Мемориал стоит на месте дома Такэда Сокаку

Самая распространенная история, услышанная в Сиратаки, - это история о саде Сокаку. Треугольный участок земли на перекрестке в форме буквы «Х», где сейчас стоит мемориальный камень Сокаку, является последним местом жительства Сокаку. Говорят, что когда Сокаку видел, как кто-то срезает путь через этот треугольный участок, он приходил в ярость и бросался в погоню. Поймав, он бил их, применяя свои техники. Говорят, что были люди, у которых деформировались суставы рук, потому что их поймал Сокаку.

Возможно, кто-то думал, что они могут просто срезать путь через сад, но осторожность Сокаку была высокой. Есть много свидетельств от учителей, которые имели отношения с Сокаку и которые подтверждают это. С точки зрения Сокаку, который жил с позицией воина «когда человек выходит, он должен думать, что у него есть по крайней мере семь врагов», было само собой разумеющимся считать врагом того, кто ступал на его землю. Согласно книге «У подножия горы Дайсэцу» (大雪山のふもとから), которая была написана на основе реальных бесед с жителями Сиратаки, даже если никого не было видно, он находил их, когда они пробирались через сад, и из ниоткуда вылетал посох. Согласно этой книге, прохождение сада Сокаку стало своего рода местным испытанием мужества.

Есть также истории об ошибках Сокаку в саду. Однажды Сокаку рассердился на мужа и жену, чья лошадь съела его клубнику. Когда он схватил мужчину, его жена закричала: «Что ты делаешь?!», и схватила его. Говорят, что Сокаку был так смущен этим, что мгновенно скрылся в своем доме. Я был удивлен, что такое могло случиться с таким мастером, как Сокаку.

Помимо садовых историй, есть также история о том, что Сокаку заставлял людей переходить дорогу. Я не уверен в правдивости этой истории, но исходя из услышанного и сурового характера Сокаку, он не оставил хорошего впечатления у жителей Сиратаки.

Инструкция Сокаку по будзюцу

Основатель поселился в Сиратаки в качестве главы группы Кисю из Вакаямы, чтобы осваивать дикую природу Сиратаки, и усердно работал со всеми. С другой стороны, у Сокаку, с его суровым характером, было не так уж много шансов сблизиться с людьми. Однако он давал уроки по Дайто-рю. Неизвестно, как часто он преподавал, но в Сиратаки было много людей, которые получали уроки от Сокаку. Сегодня в Сиратаки нет никого, кто бы продолжил преподавать Дайто-рю. Большинство учеников Сокаку умерли из-за преклонного возраста. На этом фоне сегодня ее можно однозначно назвать «Страной Айкидо».

Согласно книге «У подножия горы Дайсэцу», Дайто-рю была не единственной школой, которой обучал Сокаку. В этой книге также есть запись об изучении кэндо у Сокаку. Я знал, что Сокаку изначально был известен как кэндзюцу-ка, но из этой книги я впервые услышал об этом. Сегодня энтузиазм в Сиратаки по поводу кэндо поутих, и осталось не так уж много младших групп кэндо. Но одно время в Сиратаки был настоящий бум кэндо, и говорят, что там было много сильных фехтовальщиков. Если принять во внимание, что источником этого кэндо был Сокаку, то можно увидеть, какой большой след в истории оставил Сокаку.

Сокаку в его последние годы

Вот некоторые из воспоминаний тех, кто был жив в последние годы Сокаку.

В конце концов, даже мастер не может победить возраст, и я слышал, что Сокаку даже не ходил много в последние годы из-за своего недержания. Для ходьбы он использовал посох, но говорят, что посох был чрезвычайно толстым. Его метод захвата посоха был другим. Обычно посох обхватывают большим пальцем сверху, но Сокаку, как рассказывают, захватывал его наоборот, большим пальцем вниз. Держа его таким образом, он мог быстро принять стойку, как если бы держал бокуто (деревянный меч), просто повернув руку. Даже в старости он всегда был в боевой готовности. То, что бокуто был таким толстым, только придавало вес его свирепости. Хотя его ноги стали слабыми, сила его рук, благодаря мечу, все еще была в хорошем состоянии.

Сокаку продолжал путешествовать по стране даже после того, как ему исполнилось восемьдесят, преподавая в различных регионах. Рассказывают, что когда он отправлялся в эти поездки, он едва мог ходить, и его приходилось поддерживать, когда он шел на вокзал в Сиратаки. Однако невероятно, чтобы он мог путешествовать один в таком состоянии. Во время одной из таких поездок он упал в лесу и так и не вернулся домой.

Я и сам мало что знаю о характере Сокаку. Между ним и Основателем была вражда, и, слушая рассказы жителей Сиратаки, я никогда не слышал о нем хороших впечатлении, но его мастерство и преданность боевым искусствам весьма завораживают. И конечно, тот факт, что район Сиратаки был местом, где Сокаку встретился с Основателем, имеет для меня большую привлекательность.

Мемориал основателю айкидо Уэсиба Морихею О-сэнсэю в Сиратаки, Хоккайдо Мемориал стоит на земле, когда-то принадлежавшей Основателю.
Мемориал основателю айкидо Уэсиба Морихею О-сэнсэю в Сиратаки, Хоккайдо Мемориал стоит на земле, когда-то принадлежавшей Основателю.
ТАКУМА ХИСА, МОСТ МЕЖДУ ДАЙТО-РЮ и АЙКИ БУДО
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ25 апреля 2022