Добрый день, друзья. Продолжаю давать советы по текстовым задачам на движение. Сегодня поговорим о поезде. Когда-то поезд был экзотикой, поэтому в школе такие задачи разбирают редко. Или не разбирают вообще. Но "великие умы", к которым относят себя разработчики, полагают, что поезд есть везде. Даже там, где ездят на оленях. Поэтому поезд встречается все чаще.
Теперь по делу. Отличие поезда от других задач на движение состоит в том, что он имеет длину. Конечно, длину имеют и автомобиль, и лодка, но там это очень малая по сравнению с расстоянием в задаче величина. Ее никто не считает. А вот поезд имеет длину в несколько сотен метров или даже в километр. Эту длину нужно учитывать и иногда даже считать. Как?
1. Простейшая задача на поезд выглядит примерно так. Поезд проходит мимо столба за минуту при скорости 60 км в час. Найдите длину поезда. Все очень просто. Столб длины не имеет. Значит, расстояние, которое пройдет поезд, его собственная длина. При скорости 60 ка в час за минуту будет пройден 1 км. Это и есть длина поезда. Иногда надо писать 1000 м.
2. Немного усложним. Теперь объект с нулевой длиной (пешеход) двигается в ту же сторону, что и поезд. Пусть скорость пешехода 3 км в час, поезда - 63 км в час (задача из реального ОГЭ-2021). Нужно вычесть из скорости поезда скорость пешехода. Далее всё как в 1.
3.В задачах на поезд иногда встречаются объекты с собственной длиной (платформы, мосты, тоннели). Здесь важно понимать, что прохождение поездом туннеля это преодоление расстояния из суммы длин самого поезда и тоннеля. Так, например, задача, в которой говорится, что поезд длиной 1 км проходит тоннель за 3 минуты при скорости 60 км в час и надо определить длину тоннеля, решается как вычисление общей длины поезда и тоннеля с последующим вычетом длины поезда (ответ 2 км).
4. Наиболее сложные из этой серии задачи, когда один поезд обгоняет другой. Здесь скорости нужно вычитать, а длины поездов складывать. вроде бы в этом году задачу убрали, так как ее завалили многие ученики. Но кто знает? Всего доброго.