Откроем рубрику, посвященную специальной литературе. Хотим мы того или нет, но большую часть знаний мы добываем самостоятельно. Если есть желание заглубиться в профессию основательно, то без самообразования никуда. Сегодня поговорим о литературе для специалиста по физической культуре и спорту.
На мой субъективный взгляд я бы выделил три большие группы литературных источников:
- Учебники по фундаментальным дисциплинам;
- Теории, концепции, гипотезы от отдельных специалистов;
- Регулярные научные публикации;
Дадим несколько пояснений по каждому пункту.
Учебники
С них надо начинать. Основными для специалиста по физкультуре и спорту будут являться биологические и педагогические науки - анатомия, физиология, биохимия, психология и т.д. В них мы найдем фундаментальные сведения о функционировании нашего объекта изучения - человека.
Несомненным плюсом учебников является высокая степень достоверности информации (я надеюсь!), по крайней мере на момент их написания. Иногда мы видим классические издания, которые были переведены на многие языки мира, выдержали ряд переизданий и дополнений. Такие учебники лично мне внушают доверие, некоторые порекомендую в следущей статье.
Минус - пока знания в учебниках выдерживают проверку временем, экспериментальная наука открывает новые явления. По некоторым позициям в учебниках возможно большое отставание от актуальных данных. Это совершенно нормально, так как организм человека еще до конца не изучен и новые данные поступают каждый день.
Поэтому к учебникам надо правильно относится - это базовая, но все-таки справочная литература. Практических рекомендаций о том, как правильно тренировать мы там не найдем. Но, всегда узнаем, что показывает константа Гюфнера или что такое АТФ.
Труды отдельных специалистов
Изучив учебники, можно приступать ко второму пункту - знакомиться с концепциями, системами, теориями отдельных специалистов. Это литература гораздо более практическая. В ней должен предлагаться синтез фундаментальных знаний, полученных из учебников, современных научных данных, практического опыта автора и, возможно, каких-то новых смелых идей. К сожалению, это не всегда так, иногда это просто сознательные или несознательные, но «фантазии».
Однозначный плюс таких источников - здесь нам рассказывают как надо делать, это прикладная литература. А вот будем мы прислушиваться к этим идеям или нет, зависит от того, насколько хорошо мы читали учебники. Без фундаментального образования очень легко пойти на поводу какой-то "последней японской методики". И это, пожалуй, минус этих источников.
Хорошим примером такой литературы, которая учит системно мыслить могут быть труды профессора Виктора Николаевича Селуянова, очень талантливого мыслителя от физической культуры и спорта. Подборку его книг сделаем в следующей части.
"Не очень удачных" примеров в разы больше. Обойдемся пока без фамилий :)
Регулярные научные публикации
Обычно это статьи в рецензируемых научных журналах, которые представляют собой результаты того или иного эксперимента или обзор множества подобных наблюдений.
К этому источнику также необходимо обращаться только после фундаментальной информации, полученной из учебников. Но, можно параллельно с изучением концепций мыслителей. Кстати говоря, уровень мыслителя также определяется и знанием мировой литературы по данному вопросу.
Почему после учебников? Да потому, что часто можно вообще не понять о чем речь в том или ином исследовании. Просто не хватит знаний, чтобы оценить выводы авторов и корректно интерпретировать полученные данные.
Однозначные плюсы - самая "свежая" и современная информация. Минусы - любые новые данные требуют многократной проверки и никто не будет делать строгие выводы по 1-2 наблюдениям. И попадет ли эта информация в будущие учебники еще большой вопрос.
В качестве итогов
Чтобы быть, как говорят, "в материале" необходимы все три группы источников. Но, начинать надо с фундамента. Потом на него накладывать идеи различных специалистов, думать над их корректностью. Ну, а дальше и специалисты перестают быть вам нужны, так как вы сами становитесь таковым. И можно уже работать исключительно с первоисточниками - данными получеными в эксперименте.
Получить доступ к неопубликованным лекциям, статьям и другим материалам, а также поддержать нашу работу можно на Boosty
Сейчас там опубликованы следующие материалы:
1. Конкурентный тренинг (лекция).
2. Весогонка в единоборствах (лекция).
3. Плиометрика в фитнесе (лекция).
4. Метаболические эффекты упражнений.
5. Зона жиросжигания - что мы о ней знаем (лекция).
6. Физиология аэробного и анаэробного порогов, МПК (лекция).
7. Все про Дроп-Сет (научный доклад).
8. Локальное жиросжигание (научный доклад).
9. Ишемический тренинг. Часть 1 и 2 (научный доклад).
10. Физподготовка в волейболе (три лекции).
11. Биоэнергетика спорта (обзорная лекция).
12. Классификация аэробных и анаэробных упражнений (лекция).
13. NEW! Статодинамика: 30 лет обсуждений Часть 1 (научный доклад).
14. NEW! Физиология жиросжигания. Часть 1. (лекция).