Найти тему
Новый очаг

Весёлая вдова Клико: в чем секрет знаменитого шампанского и за что его так полюбили в России

Оглавление

После смерти мужа-винодела Николь Клико сделала невозможное для XIX век: добилась успеха и стала первой в мире деловой женщиной. Все знают шампанское, которое носит её имя. Но не все знают, как ей удалось стать лучшей в этом мужском бизнесе.

Муж верил в её талант

Дочь реймского мэра, Николь Понсардэн составила хорошую партию для сына богатого предпринимателя, Франсуа Клико. Получилось семейное предприятие: отец невесты владел виноградниками, отец жениха делал вино. Но ее муж всего через 7 лет после свадьбы умер. Молодой вдове осталось приличное наследство: раскрученная винодельческая марка, погреба протяженностью в 24 километра, огромные виноградники.

Впрочем, гораздо более ценным наследством были те знания, которые успел передать жене Франсуа. Николь быстро стала его равноправным партнером, овладев всеми тонкостями изготовления игристого.

Хватка бульдога

Наплевав на пересуды и шепот обывателей, молодая вдова собрала команду из самых предприимчивых мужчин. Разумеется, не сразу дела пошли на лад. Были и неудачные времена. И фамильные драгоценности приходилось закладывать, чтобы спасти бизнес. А такой поступок в те времена был немыслимым, расставаться с фамильными сокровищами ради журавля в небе стали бы очень немногие дамы.

Россия — с любовью

Особый успех шампанское имело в России. Оно мгновенно было раскуплено по 12 рублей за бутылку (столько стоила тогда месячная аренда квартиры с прислугой!) Результат был не случайным. Николь Клико нравилось не только делать шампанское, но и изучать человеческую психологию. Она заранее, еще не зная российского рынка, предсказала реакцию жителей России на ее вино.

«Русские получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское. Они приходят в восторг от того, как пробка выстреливает сама по себе, а пена орошает платья сидящих за столом дам» – писали ей о реакции россиян.

Учитывая эту особенность восприятия, мадам Клико распорядилась делать для русских особенно игристое шампанское, дающее максимальное количество пены.

Кстати, вы когда-нибудь задумывались о том, откуда пошла фраза «Кто не рискует, тот не пьет шампанского»? Как рассказывают легенды, раньше спуститься в погреб за шампанским было делом опасным и рискованным: этот игристый напиток имел привычку взрываться в бутылках в самый неподходящий момент, так что иногда это стоило неудачливым сомелье оторванного пальца или выбитого глаза. Но к напитку вдовы Клико, впрочем, эта поговорка имеет мало отношения: при ней бутылки не взрывались, она слишком серьезно относилась к делу, чтобы это допускать.

Не помешал даже Наполеон

Грандиозным планам честолюбивой мадам относительно новых поставок в Россию помешала война между Россией и Францией. Но ненадолго. Поход Наполеона на Россию 1812 года окончился его поражением. Правда, поставка французских товаров еще была запрещена. Но вдова решила действовать, пока не опомнились более осторожные конкуренты. Была подготовлена сложная, почти военная операция. В обстановке строгой секретности наняли судно, которое должно было переправить 20 тысяч бутылок игристого напитка из Реймса в Руан. Над судном подняли голландский флаг — из осторожности.

Привезенная партия была раскуплена в мгновение ока, и из России Бонэ уезжал, заключив договора на поставку новых гигантских партий. Через месяц в Россию доставили еще 20 тысяч бутылок — и их буквально «размели» с прилавков.

Как мадам Клико изобрела способ сделать шампанское чистым и прозрачным

Мадам Клико, несмотря на такой успех, ни минуты не почивала на лаврах. Она постоянно работала над улучшением своего шампанского. Например, до мадам Клико шампанское было мутным. Никто не знал, как избавиться от осадка, который образовывался уже в бутылке из-за продуктов брожения. Она начала изучать «мужскую» науку физику и добилась того, что ее шампанское стало кристально-прозрачным. Остальные виноделы сумели избавиться от осадка в своих бутылках только спустя десятилетие.

«Магическая» эмблема «ведьмы»

Однажды в винной лавке Николь обратила внимание, насколько неприметно выглядит ее шампанское — драгоценный нектар терялся среди остальных бутылок. Николь устроила разнос сотрудникам, а потом взялась за дело сама. Новая этикетка была ярко-желтого цвета. На фоне якоря (в память о первых опасных путешествиях в Россию по морю) располагались вензелем первые буквы двух семей — Клико и Понсардэн.

Новая этикетка сделала шампанское вдовы еще популярнее: теперь бутылки сразу бросались в глаза. А завистливые конкуренты принялись распускать слухи о магической эмблеме. Конечно, разве могли они смириться с победой какой-то женщины? Пусть даже невероятно умной, смелой и изобретательной. Оставалось толькобъявить ее «ведьмой».

Вам понравилась история легендарной Николь Клико? Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и реакции! Для нас это очень важно