Попробую пояснить.
С чем я столкнулась в процессе преподавания в школе? Когда я прихожу на урок, я располагаю 40 минутами времени, при этом подразумевается, что всё это время проходит в тесном взаимодействии со всем классом. Вынуждена признаться, что это не совсем так. Преклоняю голову и снимаю шляпу перед теми педагогами, у которых на всех уроках (а не только на открытых) царит строжайшая дисциплина, а все ученики работают как пчёлки, но подозреваю, что их, к сожалению, немного. А что ещё важнее, немного таких классов, в которых каждый ребёнок, приходя на урок, нацелен провести эти 40 минут с максимальной отдачей.
Я работаю в обычной школе, и практически в каждом классе есть несколько ребят с ОВЗ, несколько часто болеющих детей, несколько самоутверждающихся мальчиков и несколько перманентно влюблённых девочек, ну и несколько банальных лодырей. Правда, узнаваемая картина?
А как же отличники, спросите вы? Как же по-настоящему увлечённые дети? Поясню и про них, и, пожалуй, на собственном примере.
В свое время я окончила школу с золотой медалью. Говорю об этом, чтобы было понятно, что с успеваемостью у меня в школьные годы всё было хорошо. (Оба института я, кстати, тоже окончила с красным дипломом.) Однако не все предметы я любила, и вела себя хорошо тоже не на всех...
На истории мне было скучно. Получить отличную оценку было несложно: достаточно было прочесть и понять параграф, частично пересказать его на уроке, ответить на вопросы учителя, один раз в четверти правильно написать несложную контрольную работу. Учеников в классе было много, снаряд в одну воронку два раза подряд не попадает, в общем, путём выполнения несложных логических операций можно было предугадать, когда учитель меня спросит, подготовиться не просто хорошо, а отлично, и дело в шляпе. Конечно, историю я не полюбила, а на уроках шепталась с подружками и подсказывала двоечникам.
На математике мне тоже было скучно. Её я обожала и дома решала задания на несколько занятий вперёд, а на уроках "плевала в потолок" и получала замечания от учителя. Потом стала брать на уроки попеременно Перельмана и Конан-Дойла и втихаря читала, держа книгу на коленях под партой. Дело пошло на лад, когда мне вручили университетский задачник - я была счастлива!
И на биологии мне тоже было скучно... Я хотела знать больше, а учителю было некогда отвечать на мои вопросы, да и ответы никого, кроме меня, по большому счёту не интересовали - в классе было тридцать детей, а экзамен по биологии сдавали только двое. Ответы мне приходилось искать в городской библиотеке, а на уроках я снова "плевала в потолок".
Вот физика была жёсткой! И это был один из немногих школьных предметов, по которому у нас проводился факультатив. До начала первой смены, в 7 часов утра! Посещало факультатив четыре человека, все - мои друзья, и эти занятия я вспоминаю до сих пор!
Прошу меня простить, уважаемые читатели, увлеклась. Кроме "отличников" и, скажем так, "троечников", есть и средне успевающие дети, те, которых большинство, и которым учитель, на мой взгляд, нужен больше всех. А что делает на уроке учитель, который так нужен? Утихомиривает разгильдяев, "вытягивает за уши" отстающих, развлекает скучающих и т. д. и т. п.
Так с кем же учитель должен работать на уроке? С лодырями, отстающими и не любящими предмет? Будет скучно успевающим. С отличниками и увлечёнными предметом детьми? Будет непонятно отстающим. Со "средним" учеником? Хрестоматийно, обыденно, единственно верно в условиях современной школы, но недостаточно.
Где выход? Или, скажем так, где я его вижу? В дифференцированной подаче материала, крайне трудно, на мой взгляд, осуществимой на практике в условиях обычной общеобразовательной школы.
"Средний" ученик должен получить качественно подготовленный, желательно на высоком уровне сложности, материал, дополняющий материал учебника и подразумевающий самостоятельную работу для тех, кто хочет реально повысить уровень своих знаний. Есть ведь ещё один нюанс: учебника недостаточно для того, чтобы успешно сдать ОГЭ / ЕГЭ по биологии, а значит, надо задать ребятам направление подготовки.
"Отстающим" надо ещё раз разжевать основные позиции, разобранные на уроке, и сделать упор на обязательные для выполнения несложные задания.
"Отличникам" и увлечённым нужен углублённый материал.
При этом все категории учащихся должны иметь возможность пересмотреть материал и получить чёткие указания по выполнению самостоятельного задания.
Мне безумно нравится онлайн-школа Фоксфорд. На мой взгляд, это именно то, что нужно детям - возможность учиться без оглядки на других учеников, причём тому, чему действительно хочется учиться и к тому же в удобное время. Есть только один минус - эта образовательная платформа платная, а значит, она доступна не всем. Я же хочу дать всем своим ученикам возможность получить материал, который я дала на уроке, для повторного изучения и выполнения заданий. Более того, увлечённые ученики должны получить углублённую версию.
Как я это реализую? На каждом уроке я использую презентацию, которая помогает мне визуализировать информацию (подать её по второму сенсорному каналу) и систематизировать её, задать вопросы учащимся, используя функцию всплывающего ответа и использовать графическую информацию (схемы, таблицы, графики), не теряя время на зарисовывание её на классной доске.
Как это может выглядеть? Например, так (тема урока: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма):
По этим двум слайдам можно задать целый ряд вопросов: Из чего состоит кровь человека? Какие форменные элементы крови вы знаете? Почему мы используем понятие "форменные элементы", а не клетки? Опишите форменные элементы крови. Каковы особенности их строения? Как особенности их строения помогают им выполнять их функции?
Если возникнут затруднения, добавим пару картинок - подсказок.
Обсудим строение и функции остальных форменных элементов, и можем смело задавать задание, с которым справятся даже самые слабые ученики.
У увлечённых биологией в следующем году ОГЭ (мы сейчас говорим об анатомии человека, а значит, о восьмиклассниках). Им в качестве домашнего задания мы забросим несколько заданий в формате ЕГЭ, например, таких:
И так далее, и так далее...
То, о чём я сейчас рассказываю, я постоянно использую на своих уроках, однако есть проблема: подать презентацию и выдать задание легко можно даже с помощью мессенджера WhattsApp, однако нужно и общение с учителем, его пояснения. Мне приходится тратить много времени на оформление сообщений (текстовых либо голосовых), а потом ещё и дублировать информацию для нерадивых, "потерявших" моё задание в ленте или очистивших чат. Именно эту проблему я хочу решить с помощью Яндекс-дзен.
Что я собираюсь сделать? После каждого урока я буду подавать на свой канал учебную информацию, сопровождать её краткой (или не краткой) статьёй или видеороликом, углублять материал и подгружать дифференцированное домашнее задание. Конечно, я рассчитываю, что мои ученики подпишутся на мой канал, однако (будем реалистами!) я вовсе не уверена, что подпишутся все. Ничего, будем считать, что это способ выявить увлечённых! Так что, основной целевой аудиторией я буду считать своих (и не только своих) учеников.
Однако, я буду очень рада и педагогам. Мне, во времена моей молодости, очень пригодился бы подобный канал, надеюсь, молодым учителям я смогу быть полезна.
В ближайшее время я постараюсь выложить темы своих первых статей. Следите за обновлениями!
Спасибо присоединившимся! До встречи!