А задумывались ли Вы, что однажды может прийти счет от энергосбытовой компании на оплату стоимости безучетного потребления электроэнергии? Скорее последует ответ нет, ведь прибор учета (счетчик) стоит, исправен и поверен, чего мне опасаться. Однако такая уверенность может привести к финансовым потерям.
Однажды так думал один из потребителей электроэнергии – собственник бизнеса.
История дела
По договору с энергосбытом потребитель всегда вовремя и в полном объеме оплачивал стоимость электроэнергии по показаниям прибора учета. Так за весь 2020 год потребитель оплатил около 400 000 руб.
Но в конце 2021 года энергосбыт выставил потребителю счет на оплату стоимости безучетно подробленной электроэнергии в 2020 г. в размере около 2 700 000 руб. Реакция потребителя - шок, непонимание, многочисленные вопросы. Стали разбираться.
Оказывается, в июле 2020 года сетевая компания проверяла прибор учета потребителя. Был выявлен факт безучетного потребления: при наличии напряжения на одной фазе прибор учета не учитывает его. При этом контрольные пломбы и знаки визуального контроля не нарушены, то есть внешнего вмешательства в работу прибора не было.
По факту безучетного потребления сетевой компанией был составлен акт, который был подписан потребителем без замечаний, в последующем не оспаривался. Как выяснилось позже накануне проверки была сильная гроза, но почему-то об этом потребитель в акте не указал. На этом стороны расстались.
Данный случай напомнил о себе, когда пришло требование об оплате безучетного потребления. Энергосбыт ссылался на решение арбитражного суда, где акт безучетного потребления сетевой компании признан законным и обоснованным.
Как?! Потребитель с его слов ничего о судебном разбирательстве не знал, участие в нем не принимал.
Выяснилось, что в ходе судебного разбирательства потребитель был привлечён к участию в деле в качестве третьего лица, направленная в его адрес судебная корреспонденция возвращалась адресатам за истечением срока хранения. Иными словами, письма с почтового отделения потребитель своевременно не забирал.
Больше года сетевая компания и энергосбыт спорили в суде. Энергосбыт не признавал безучетное потребление абонентом. Сетевая организация настаивала на безучетном потреблении в силу бездействий потребителя по содержанию своего имущества (прибора учета).
Суд первой и апелляционной инстанций принял решение в пользу сетевой организации, мотивировав тем, что потребитель при должной ответственности и осмотрительности мог самостоятельно выявить нарушение прибора учета и обязан был сообщить об этом в сетевую компанию или энергосбыт. Решение суда вступило в законную силу.
На этом основании сбытовая компания выставила потребителю счет на оплату безучетно потреблённой электроэнергии, приложив расчет ее объема по максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, получилось около 2 700 000 руб.
А что там по закону?
Законом закреплено право сетевой компании или энергосбыта (гарантирующего поставщика) проверять приборы учета электроэнергии, в том числе для выявления фактов безучетного потребления. Проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановая проверка проводится не реже одного раза в год.
На практике плановая проверка приборов учета не всегда соблюдается. Как правило, проверку проводит сетевая компания, при обнаружении факта безучетного потребления составляется акт.
Впоследствии данный акт с расчётом стоимости безучетного потребления электроэнергии направляется в энергосбыт для предъявления к оплате потребителю.
Но в рассматриваемом выше случае счет об оплате стоимости безучетного потребления электроэнергии не был направлен потребителю в 2020 году. Причиной этому был спор между энергосбытом и сетевой компанией. Потребитель участие в споре не принимал в большей степени по своей вине – «отпустил» ситуацию, а ведь он подписывал этот злополучный акт.
В судебной практике акт о безучетном потреблении электроэнергии не является безусловным и исключительным доказательством безучетного потребления. Пока сетевой компанией не доказано, что потребитель осуществлял безучетное потребление электроэнергии, презюмируется, что прибор учета (система учета) объективно и достоверно производит определение объема электроэнергии.
Энергосбыт не признал неисправность счетчика, поскольку такая неисправность не подпадает под признаки безучётного потребления, изложенные в законе: счетчик потребителя не был поврежден, пломбы и знаки визуального контроля не нарушены. Поэтому энергосбыт продолжил выставлять счета потребителю по показаниям прибора учета.
Однако суд признал обоснованными доводы сетевой компании: по договору энергоснабжения потребителем нарушена обязанность сообщать энергосбыту о выявленной неисправности расчётного прибора учета, который находится в границах его балансовой принадлежности.
Таким образом, суд установил законность и обоснованность акта о безучетном потреблении электроэнергии, составленного сетевой компанией.
Судебные акты нижестоящих инстанций еще будут проверяться на предмет их законности в суде кассационной инстанции, но ход спора можно было изменить, если бы потребитель принимал активное участие в нем.
На наш взгляд, доводы энергосбыта об отсутствии факта безучетного потребления электроэнергии заслуживают внимание и подлежат оценке судом кассационной инстанции.
А могло быть иначе?
Приведенную ситуацию можно избежать либо минимизировать риски непредвиденных расходов. Для этого необходимо соблюдать указанные ниже практические рекомендации.
В межпроверочный период:
· Периодично отслеживать исправность прибора учета, который находится на балансе потребителя, либо если обязанность по обеспечению целостности и сохранности иного прибора учета закреплена за потребителем в договоре энергоснабжения;
· Вести внутренний журнал учета электроэнергии, фиксировать в нем любые нарушения учета;
· Немедленно сообщать в энергосбыт (сетевую компанию) об обнаруженных неисправностях прибора учета, фиксировать передачу информации в их адрес;
· Обеспечивать сохранность всех документов на прибор учета.
В проверочный период:
· При проверке беспрепятственно обеспечивайте доступ к прибору учета;
· Принимайте в проверке активное участие, в случае выявленных неисправностей прибора учета проследите, чтобы все значимые факты были зафиксированы в акте безучетного потребления электроэнергии, либо засвидетельствованы фото-, видеоматериалами;
· Не стесняйтесь выражать свое мнение по выявленным неисправностям прибора учета, укажите в акте безучетного потребления электроэнергии свои возражения, а также обстоятельства, которые могли привести прибор учета к неисправности (например, непреодолимой силы: воздействие грозы и т.п.);
· При несогласии с выявленными неисправностями, незамедлительно организуйте независимую экспертизу прибора учета с обязательным уведомлением об этом сетевую организацию и энергосбыт;
· Соберите как можно больше доказательств, подтверждающих невинность потребителя в обнаруженной неисправности прибора учета.
В постпроверочный период:
· «Не отпускайте» ситуацию – помните, что при составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии счет с расчетом такого потребления может быть выставлен энергосбытом в пределах общего срока исковой давности – 3 года;
· Контролируйте вопрос выявленного безучетного потребления: делайте запросы в энергосбыт (сетевую компанию), отслеживайте входящую почтовую корреспонденцию и др.;
· Вы вправе обжаловать факт безучетного потребления электроэнергии при наличии оснований и доказательств;
· Обязательно проверяйте расчет безучетного потребления, он должен соответствовать методическим требованиям, установленным Правительством РФ;
· При наличии доказательств неправомерности расчета Вы вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о привлечении энергосбытовой организации к административной ответственности, а также взыскать с нее неосновательное обогащение (в случае состоявшейся оплаты стоимости безучетного потребления электроэнергии).
Автор статьи:
Быстров Роман, ведущий юрист
Руководитель практики «Энергетика. ЖКХ»
юридическо-консалтинговой компании «Юсконсалт»