Найти тему

Почему/как работают тренинги?

У меня регулярно спрашивают - что такое эти ваши тренинги, зачем люди туда ходят, что там вообще можно получить полезного и т.п.

А раз спрашивают - надо отвечать))) А отвечать я конечно буду про навыковые тренинги, которые называют бизнес-тренинги, а не про тренинги личностного роста (про такой писала совсем недавно)

Не вижу особого смысла углубляться в технологии (если в двух словах, на тренинге даётся структурированная теория, а потом упражнения на её отработку), больше хочу описать задачи, с которыми приходят участники, и как они достигаются.

  • Участник приходит за ответом на какой-то конкретный вопрос.

Например: Как ответить клиенту на возражение "дорого". Или: Что делать, если сотрудник постоянно бегает и задаёт одни и те же мелкие вопросы, отвлекая меня (руководителя) от работы и спихивая свои задачи мне. Или: Как справиться с состоянием тревоги перед выступлением. И пр.

Что происходит на тренинге:

Участник слушает тренера, причём не только информационную часть (которая у хороших тренеров уже отжата от «воды» и максимально алгоритмична), но и комментарии к упражнениям, ответы на вопросы других участников, примеры из практики.

Участник слушает других участников и/или задаёт им свои вопросы, обсуждает свою ситуацию, - и получает ответ на свой вопрос.

С одной стороны, концентрация на одном конкретном вопросе может несколько ограничить восприятие другой полезности, с другой - если есть конкретный вопрос, уйти без ответа на него очень сложно.

Из забавного: на одном тренинге в конце попросила участников поделиться, что самого полезного на нём было. И вот один из участников говорит: - Хотите верьте, хотите нет, но самым полезным был случайно подслушанный мной разговор в перерыве, когда вы, Анна, разложили другому участнику по полочкам его управленческую ситуацию. А она была один в один как моя, только я постеснялся к вам подойти, а он нет. Я вообще собирался идти за кофе, слышу - о! Это прямо специально для меня. Остановился, послушал и получил чётко ответы на свои вопросы.
  • Участник приходит за конкретным инструментом/методикой/алгоритмом.

Например: За алгоритмом холодного звонка или за приёмами дожима. Или за методами контроля. Или за стратегиями поведения в конфликте. Или за схемой работы с приоритетами (это всё в зависимости от темы тренинга, конечно))

Что происходит на тренинге:

Участник получает алгоритм/инструмент (или даже несколько алгоритмов), пробует его в упражнениях (тренируется "на котиках", как я часто говорю - то есть в безопасной ситуации), оценивает, что/как работает, смотрит/слушает, как применяют методику другие.

Чаще всего после этого участник забирает инструмент (причём не только в теории, а уже снабжённый конкретными словами/фразами из упражнений, а также вопросами, на которые нужно найти ответы из своей сферы), калибрует под себя, использует. Во всяком случае после моих тренингов)))

Но, конечно, бывает и такое, что участник делает чёткий вывод о том, что данный инструмент/алгоритм/методика ему не подходит, и отправляется на поиски другого. В этом тоже есть большой плюс, потому что от обратного искать проще.

  • Участник приходит без конкретного вопроса.

Так часто бывает - либо участника заинтересовала тема в общем (конкретных вопросов у него нет, просто "интересненько"), либо его и вовсе отправило на тренинг руководство)) Во втором случае бывает и тема совпадает с его актуальными запросами только формально (ну, он руководитель - и тренинг управленческий, всё).

Что происходит на тренинге:

Волей-неволей участник что-то слушает (что-то безусловно нет), где-то участвует (в том числе потому что есть упражнения, в которых задействована вся группа), где-то нет, - но обычно тем или иным образом потихоньку втягивается. В том числе благодаря более заинтересованным коллегам, которые действуют активно.

И чаще всего уже на самом тренинге или после него (примерно как с миллионом)) участника начинают догонять инсайты (важные осознания, ценные мысли). Иногда даже просто о том, что текущей темой стоит заняться более серьёзно.

По-моему рассказывала где-то в комментариях одну ситуацию. Там участник практически полдня со мной агрессивно бодался, потом притих, начал что-то писать. Думала - выдохся просто и занимается своими делами)) Но он после ухода всех участников остался и принёс извинения за своё поведение. И объяснил, что это уже десятый тренинг за 3 месяца, на который его отправляет руководство, но только на нём он наконец понял (во второй половине дня), сколько полезного даётся на тренингах. Поэтому и писал всю вторую часть и подошёл лично поблагодарить.
  • Участник приходит со своими проверенными инструментами/методиками.

Так тоже бывает часто, особенно с опытными участниками. Буквально с самого начала тренинга они заявляют: - А мы пользуемся вот этим, и нас устраивает!

Что происходит на тренинге:

Участник общается с тренером и другими участниками, включается в упражнения со своими инструментами (да, так тоже можно и даже порой очень нужно), - и видит себя/свои методики со стороны, получает обратную связь и понимает, что нужно доработать/изменить.

Чаще всего методики/инструменты в рамках одной темы совершенно не противоречат друг другу, и участник обогащает свой подход новыми деталями. Но порой и принимает решения, что новые инструменты нравятся ему больше, чем те, с которыми он пришёл.

А порой, конечно, и убеждается, что его методика самая лучшая и самая рабочая. И уходит довольный))

  • Участник приходит с опытом и интуитивными представлениями о теме.

То есть методик/инструментов у него нет, вопросов как таковых тоже, но есть "сорок восемь лет в продажах/управлении".

Отношение здесь конечно разное: от "расскажите мне всё, жутко интересно, никогда не учился" до "я сам с усами всё знаю/умею/сам кого хочешь научу".

Что происходит на тренинге:

Участник всё также получает алгоритмы и структуры, начинает накладывать на свой многолетний опыт работающие механизмы (по сути, синхронизировать инструменты с практикой), и благодаря этому осознаёт, почему интуитивно «тут помню, тут не помню». То есть почему что-то ему даётся легко, что-то сложно, а где-то и вовсе приходится перебирать по двадцать вариантов.

В итоге тренинг добавляет к интуиции/опыту методику, что повышает эффективность и делает более управляемым/предсказуемым результат.

  • Участник приходит пообщаться.

Не так давно писала про нетворкинг - а это он самый)) И частенько люди приходят на обучение не сколько научиться чему-то, сколько себя показать, на других посмотреть.

Что происходит на тренинге:

Участник знакомится (или знакомятся с ним))), дискутирует, получает полезные контакты.

А ещё, даже если не было такой цели, - слушает/смотрит на других, узнаёт, как они действуют, какие методики и инструменты используют, ловит, как относятся к обучению, - и автоматически хотя бы немного расширяет спектр своих возможностей.

И это не говоря уже про положительные эмоции, заряд энергии и вдохновение, которые сопровождают участника как минимум первые пару недель после тренинга (ну и сам тренинг чаще всего)). А этот эмоциональный подъём как раз даёт возможность попробовать новые инструменты на практике и внедрить хотя бы небольшие изменения в свою работу. ⠀

Так что тренинг - это хорошо! (напевается на мотив «лето это хорошо»)))

Спрашивайте) Какие ещё вопросы у вас есть про тренинги? (Можно конечно и не только про них)

_________________________

В целом статьи про/для тренеров и HR здесь

Давно не было фото с живых мероприятий)
Давно не было фото с живых мероприятий)